Решила поискать закономерности преображения в сказках, залезла в интернет, пока обрывками, но дальше досистематизирую.
Выдержки из статей, высказываний, сказок:
... Родители читают детям сказки. Про Иванушку, например, или Аленушку… Если задуматься, то можно содрогнуться от того, что происходит с этими юными персонажами. Их разрезают на куски, жарят, варят, парят, умерщвляют самыми изощренными способами, закладывают в хрустальные гробы и заточают в подземелья. Но после всех перипетий юные герои всегда воскресают, становятся новыми, повзрослевшими, мудрыми и красивыми.
...На грани жизни и смерти происходят с героями русских сказок чудеса преображения. Зачем же нужны эти издевательства над детьми? По авторитетному мнению профессора Проппа, проведшего глубокое исследование сказки, на самом деле это всего лишь описание инициации, древнего обряда посвящения, который должен был пройти каждый наш предок перед тем, как войти во взрослую жизнь.
"Бог стал человеком для того, чтобы человек стал богом" — эти слова
Афанасия Великого(Святитель Афанасий Великий, Архиепископ Александрийский, родился около 297 г. в Александрии в добродетельной христианской семье) лаконично и всеобъемлюще раскрывают смысл мироздания и жизни каждого конкретного человека. Все мы призваны обрести богоподобие, стать богами и богинями, преобразить искаженное, порочное существо..... А для этого необходимо пройти через боль, через крест, через смерть. Каждодневная суета беспросветно заслоняет самое главное...
www.paradisegroup.ru/rolan_magazine/?issue=2004096-42&article=100105
---------------------------
...слова В. И. Ленина, противопоставившего концепции эволюционного развития концепцию развития как единства противоположностей. "Только вторая дает ключ к "самодвижению" всего сущего; только она дает ключ к "скачкам", к "перерыву постепенности", к "превращению в противоположность", к "уничтожению старого и возникновению нового"" (Ленинский сборник, т. XII, с. 324).
gosprav.ru/propp_fairytale/7/02/
---------------------------
Разрубание, растерзание человеческого тела играет огромную роль в очень многих религиях и мифах, играет оно большую роль и в сказке. Мы можем здесь коснуться лишь некоторых случаев, в которых
разрубание и оживление есть источник силы или условие обожествления.
У тюркских племен Сибири формы этого разрубания совершенно одинаковы: оно совершается в состоянии галлюцинации. Вот несколько выдержек из этих материалов. Якутский шаман Герасимов рассказал этнографу А. А. Попову, как он стал шаманом. Он вдруг (ища потерянных оленей) увидел на небе трех воронов, почувствовал удар в спину и потерял сознание. К нему явились "духи" и стали его истязать. "Его били веревками и ремнями, в тело его впивались гады. Его обмакивали в кровяные сгустки, он захлебывался в крови, должен был сосать грудь ужасной старухи, ему выкололи глаза (о слепоте см. выше), просверлили уши, тело его разрезывали на куски и укладывали в железную люльку" и т. д. (273) По записям многих исследователей и наблюдателей, будущий шаман у якутов "испытывает все мучения отрезания головы, разрезания и варки тела" (там же). Телеутка шаманка Койон (заяц) начала шаманить после видения. "Несколько человек разрезали ее тело на куски по суставам и положили варить в котел. Потом пришло еще двое людей. Опять резали ее мясо, потрошили, варили" (274). Такова типичная картина видений шамана до его вступления в исполнение шаманских функций.
gosprav.ru/propp_fairytale/30/02/
--------------------------