![]() |
|
![]() Полезные ссылки: 0.Ориентация по Форуму 1.Лунные дни 2.ХарДня 3.АстроСправочник 4.Гороскоп 5.Ветер и погода 6.Горы(Веб) 7.Китайские расчёты 8.Нумерология 9.Таро 10.Cовместимость 11.Дизайн Человека 12.ПсихоТип 13.Биоритмы 14.Время 15.Библиотека |
![]() |
#1 |
Guest
Сообщений: n/a
|
![]() Желаемое или действительное? Коновалов В.Ф. Возможны ли передача и чтение мыслей? Более ста лет назад, точнее в 1874 г., юный полуобразованный американец по фамилии Браун продемонстрировал недоверчивой нью-йоркской публике свои способности читать чужие мысли. Делал он это так. Завязывал себе глаза, а другой человек — индуктор клал ему на лоб свою руку, которую Браун слегка поддерживал. Такой процедуры было вполне достаточно, чтобы новоявленный чтец мыслей оказывался в состоянии отыскать в каком-либо ряду зала загаданное лицо или спрятанную вещь и передать ее по назначению. Впечатление от выступлений Брауна в Америке было столь же велико, как и от сеансов Месмера по гипнотизму, проводимых им в Австрии . и во Франции. Многим казалось, что ни телефон, ни телеграф, с которыми незадолго до этого общество уже познакомилось, теперь уже не нужны. Достаточно только овладеть техникой, как тогда называли, немого чтения мыслей, и можно связаться с Любым, с кем пожелаешь. Но не долго Браун был монополистом на свой ранее никому не известный метод. Ровно через семь лет после его выступлений в Англии появился Бишоп, а некоторое время спустя в Германии Кумберленд, которые еще в более разнообразной форме, чем американец, начали демонстрировать эффект угадывания чужих мыслей. Им, например, удавалось «прочитывать» задуманные кем-либо слова, фразы. Иногда чтецам мыслей удавалось отыскать спрятанные предметы или даже угадать целый достаточно сложный план путешествия. Способ действия перципиента — того, кто читает мысли индуктора, как правило, не был однотипным. Он чаще всего видоизменялся в зависимости от решаемой задачи. Но требования к индукторам у них было всегда одно и то же. Чтецы мыслей начинали свои сеансы только в том случае, если индукторы сосредоточивали все свое внимание на том, что должно быть угадано. Затем они входили с ними в контакт, взяв проводника за руку или приложив его руку ко лбу. Наиболее эффективен процесс чтения мыслей, когда и перципиент и индуктор контактировали, держась за разные концы палки, металлического стержня или проволоки. Начиная сеанс отыскивания спрятанного предмета, перципиент заранее планирует, как ему идти. Быстрый шаг он сменяет на медленный, прямой путь на отклонения в стороны, затем внезапно резко останавливается, после чего снова начинает движения, кажущиеся для непосвященных бессмысленными. Если производится угадывание числа, то индуктора просят сосредоточиться на нем. Угадывающий же в это время, не теряя непосредственного контакта с индуктором, пишет цифры на доске, сделав предварительно несколько движений рукой по воздуху. Когда предстоит угадать План поездки, чтец мыслей становится перед картой, а воображаемый путешественник в это время концентрирует все свое внимание сначала на точке отправления, а затем на первой станции, второй, третьей и т.д. Кстати сказать, часто опыты по угадыванию чужих мыслей бывают неудачными. Но среди них есть и такие, которые вызывают истинное восхищение. Они-то как раз и привлекли к себе пристальное внимание ученых, которые поставили перед собой задачу понять, что же воспринимают перципиенты — действительно мысль, генерируемую мозгом индуктора, или нечто иное, ей сопутствующее. Предварительно было высказано предположение, что этим «нечто» являются мышечные движения, совершаемые непроизвольно, помимо воли и сознания человека. Но это ученым еще предстояло доказать. Говоря о двигательных реакциях людей, выражающих деятельность головного мозга, следует сказать, что давно уже было замечено, как дрожат руки у людей при эмоциональном напряжении, дрожат голоса у экзаменующихся, от страха и ярости у многих начинает дрожать все тело. Но это все примеры крайних душевных состояний. В обычном спокойном состоянии также можно наблюдать у себя эффект мышечных дрожаний. Стоит только взять палку, поднять ее до уровня глаз и попытаться прицелиться, как из ружья, в какой-нибудь предмет. Тотчас же испытатель обнаружит, что конец палки движется вокруг выбранной цели. Этот феномен постоянно напоминает о себе тем, кто пытается стрелять из огнестрельного оружия. Казалось бы, цель уже поймана на мушку. Одно неуловимое мгновение — и она сместилась. И смещение это происходит опять же благодаря непроизвольному мышечному колебательному акту, в котором постоянно отражается деятельность многомиллиардных нервных клеток головного и спинного мозга. Вот что по этому поводу писал еще в прошлом веке «отец русской физиологии» И.М. Сеченов: «Смеется ли ребенок при виде игрушки, улыбается ли Гарибальди, когда его гонят за излишнюю любовь к Родине, дрожит ли девушка при первой мысли о любви, создает ли Ньютон мировые законы и пишет их на бумаге — везде окончательным фактом является мышечное движение». Позднее учеными было показано, что в мышечных комбинациях происходит отражение не только всевозможного рода умственных процессов, но и работа сердечной, сосудистой и дыхательной систем организма. По сути дела, двигательный анализатор человека оказался тем зеркалом, в котором, если уметь смотреть, можно увидеть результаты деятельности мозга в целом. Деятельность мозга заключает в себя единство осознаваемых и неосознаваемых психических процессов. Последние как раз и вносят в его работу элемент загадочности и таинственности. Так было в прошлом, так происходит и в наше время. Но удивляться здесь нечему. Удивляться можно только одному — многогранности проявлений психической активности человека. И это можно доказать очень простыми опытами. Вот некоторые из них. Возьмите подвешенный на тонкой нити или проволочке шарик. Подержите его определенное время на вытянутой руке, представляя, что он раскачивается. Через некоторое время вы обнаружите, что маятник действительно качается. В этом факте как таковом, может быть, и нет ничего удивительного. Однако это удивительное все же присутствует в нем и заключается в том, что направление, а также форма качаний определяется в основном представлениями, генерируемыми участником опыта. Если исследуемый, к примеру, закроет глаза и мысленно вообразит круг, то подвешенный предмет начнет совершать вращательные движения. Если же он представит некую прямую линию, то маятник закачается вдоль нее. Подобные опыты, если нет сопротивления со стороны испытуемого, с успехом проходят и с открытыми глазами исследуемого. В этом случае под маятником экспериментатор пальцем проводит круг или черту и говорит, что маятник начнет качаться в указанном направлении. Проходит немного времени, и он действительно начинает качаться так, как было сказано исследователем и как это представил себе подопытный. Подобное представление бывает еще более.впечатляющим, когда под маятником кладут пластину, проволоку или еще какие-либо предметы, имеющие конкретную форму, а участнику эксперимента говорят, что маятник всегда движется по периметру. Воочию видя контуры положенных фигур, испытуемый непроизвольно приводит маятник в движение, которое соответствует их конфигурациям. Это все были примеры осознаваемых представлений, отражаемых в двигательных актах людей. Но есть масса неосознаваемых состояний человека, когда они во всем определят его поведение, но осознать их в обычном бодром состоянии практически невозможно, хотя выявить опытным путем не составляет большого труда. Хорошо известно, например, что некоторые люди во время оживленных разговоров, если им предложить ручку или карандаш, начинают писать и чертить разнообразные фигуры, которые к содержанию происходящих бесед не имеют никакого отношения. Однако их происхождение все же чем-то обусловливается. И это обусловливание, как оказывается, не внешнее, а внутреннее. Исходит оно из работы психики индивида. Той ее части, куда не заглядывает сознание. Так было установлено, что непроизвольные реакции людей есть результат работы неосознаваемой сферы высшей нервной деятельности, которая постоянно вторгается в повседневные наши поступки и во многом их формирует. И пока этот вид психической деятельности людей не принимался во внимание, да во многом он и не был хорошо изучен, некоторые поведенческие акты человека казались таинственными, даже мистическими. Возможно, поэтому они и использовались для игр, развлечений, гаданий и даже предсказаний судеб. В конце прошлого века в некоторых европейских странах начала входить в моду игра, быстро захватившая внимание практически всех слоев общества своей загадочностью. Называлась она «магический* маятник». На веревочке, которую держит один из участников игры, висит колечко или небольших размеров шарик. Держать его пытаются как можно неподвижнее. Но, несмотря на это, кольцо вскоре начинает раскачиваться подобно маятнику, хотя экспериментирующий с ним старается во что бы то ни стало удержать подвес в неподвижном состоянии. Об этом мы уже говорили. В подобных опытах проявляются так называемые идеомоторные движения. Что же касается игры в «магический маятник», то здесь ее участники пошли дальше в своеобразном изучении проявления неосознаваемой психической активности. Так, например, ими было показано, что, если держащий веревочку» обнимает свободной рукой сидящего рядом с ним человека, раскачивание колечка происходит в сторону этого человека. А вот еще одно любопытное наблюдение. Участники игры заметили, что направление движения маятника по-разному проявляется в зависимости от того, кто прикасается к держащему его — мужчина или женщина. ЕСЛИ подвешенное колечко опускается внутрь стакана, то оно при соответствующей просьбе участников игры может даже «сказать» точнее время проводимых развлечений. Эту игру нередко проводят еще в более увлекательной форме. Например, «волшебный маятник» помещают в центр начерченного круга с напечатанными или написанными по его периметру на определенном расстоянии друг от друга буквами алфавита. Если при этом держащему веревочку начать задавать вопросы, то все увидят, как ответы на них складываются из букв, на которые указывает колеблющееся колечко. Естественно, что не у всех в одинаковой степени проявляются качания маятника. У одних они выражены достаточно сильно, и колечко «отвечает» практически на все вопросы, задаваемые индивиду, держащему веревочку. У других аналогичные колебания менее заметны, и получить желаемый ответ от такого лица не всегда удается. Заранее нельзя сказать, как поведет себя маятник в руках тех или иных людей. Как было замечено, его колебания не зависят ни от пола, ни от возраста держащего колечко. Однако одну закономерность при этом все-таки можно отметить. Проявляется она в том, что наиболее отчетливо, как правило, раскачивается маятник у тех, кто вообще не верит в сам факт его колебания и скептически относится к самой «игре в желания». Здесь уместно задать вопрос: «А почему все-таки начинает раскачиваться маятник в руках держащего?» Неужели он действителвно служит своеобразным телетайпом, с помощью которого возможно узнавать мысли у собеседников? Попытки ответить на поставленный вопрос начали предприниматься с тех пор, как ученые уверовали в реальность факта, не находящего логичного объяснения. Сотки трудов написаны были итальянскими, немецкими, французскими и английскими исследователями с попыткой как-то осмыслить происхождение энергии, приводящей в движение маятник в руках человека. Но особенно удивляло и одновременно настораживало ученых, что в его качаниях проявлялась определенная осозканность, свойственная людям. Короче, было о чем поразмыслить, чтобы наконец-то понять суть наблюдаемых явлений. |
![]() |