![]() |
|
![]() Полезные ссылки: 0.Ориентация по Форуму 1.Лунные дни 2.ХарДня 3.АстроСправочник 4.Гороскоп 5.Ветер и погода 6.Горы(Веб) 7.Китайские расчёты 8.Нумерология 9.Таро 10.Cовместимость 11.Дизайн Человека 12.ПсихоТип 13.Биоритмы 14.Время 15.Библиотека |
![]() |
#1 |
Senior Member
МегаБолтун
|
![]()
http://i-ching.narod.ru/mifologi.html
САНЬ ХУАН («три государя», «три властителя»), в древнекитайской мифологии три мифических правителя. Представление о САНЬ ХУАН сложилось примерно к 4 в. до н. э. и, видимо, связано с троичной классификацией в древнем Китае (небо, земля, человек; небо, горы, воды; дерево, огонь, вода и т. п.). По одной версии, это первопредок Фу-си, изобретатель огня Суй-жэнь и покровитель земледелия Шэнь-нун; по другой, - Фу-си, прародительница Нюй-ва, Шэнь-нун; по третьей, - Фу-си, бог огня Чжу-жун и Шэнь-нун; в некоторых памятниках вместо Чжу-жуна упоминается бог вод Гун-гун, Апокрифические сочинения рубежа н. э. называют Тянь-хуана («властитель неба»), Ди-хуана («властитель земли») и Жэнь-хуана («властитель людей»), В сочинении «Дун шэнь ба ди мяо цзин цзин» («Сокровенная книга о восьми государях - пещерных духах») описываются уже не три, а девять владык. Маленькие владыки древнейшего периода: Чу тянь хуан цзюнь («первый владыка - государь неба»), в зелёного (тёмно-синего?) цвета парчовой накидке и юбке, в украшенном нефритом головном уборе и с нефритовой пластиной (для записей) в руках; Чу ди хуан цзюнь («первый владыка - государь земли») и Чу жэнь хуан цзюнь («первый владыка - государь людей»), одетые соответственно во всё белое и жёлтое. Затем идут САНЬ ХУАН среднего периода: Чжун тянь хуан цзюнь («средний владыка - небесный государь») со змеиным телом и тринадцатью человечьими головами, ему подчинено 100 миллионов 9 тысяч небесных воинов, спускающихся с тёмных туч, он правит 120 злыми облачными духами, 1200 бродячими неприкаянными душами - гуй, 12000 демонами; Чжун ди хуан цзюнь («средний владыка - государь земли») - змей с одиннадцатью человечьими головами, ему подчинено 100 миллионов 9 тысяч горных воинов с пяти священных пиков, он правит всеми драконами, змеями, крокодилами и черепахами, живущими в восьми пустошах, у четырёх пределов земли, в трёх великих реках, четырёх морях, в горах, реках и долинах; Чжун жэнь хуан цзюнь («средний владыка - государь людей») с туловищем дракона и девятью человечьими головами, ему подчинены три чиновника и 100 миллионов 9 тысяч воинов, он правит душами всех предков семи поколений, бесами и добрыми духами, душами убитых и погибших от хищных зверей и птиц, убитых палицей или камнями, казнённых в тюрьме или погибших от меча на войне. Последний разряд - поздние САНЬ ХУАН: Хоу тянь хуан цзюнь («поздний владыка - государь неба») - с телом змеи, но человечьей головой по фамилии Фэн и по имени Пао-си (т. е. отождествляемый с мифическим первопредком фу-си); Хоу ди хуан цзюнь («поздний владыка - государь земли»), отождествляемый с богиней-прародительницей Нюй-ва, называемый ещё Нюй-хуан («женщина-владыка») и описываемый как существо со змеиным телом и человечьей головой, и, наконец, Хоу жэнь хуан цзюнь («поздний владыка - государь людей»), отождествляемый с Шэнь-нуном и изображаемый существом с телом человека, но с головой быка. В поздней официальной, а также народной традиции начиная с конца 13 в. САНЬ ХУАН - обычно три мифических государя: Фу-си, Шэнь-нун и Хуан-ди, рассматриваемые не как первопредки и культурные герои, а как покровители лекарского искусства. Причины зачисления в эту триаду Фу-си не очень ясны, хотя в народе его зачисление в покровители медицины объясняют тем, что Фу-си научил людей варить мясо и тем самым избавил от болезней живота. Храмы этих покровителей медицины были широко распространены в старом Китае, с соответствующими скульптурными изображениями САНЬ ХУАН. ФУ-СИ, Пао-сй, Бао-си, в древнекитайской мифологии первопредок и культурный герой. Имя ФУ-СИ расшифровывают как «устроивший засаду на жертвенных животных» или «поставляющий на кухню жертвенных животных». Предполагают, что первоначально ФУ-СИ был первопредком племён восточных и (предположительно аустронезийских, район полуострова Шаньдун), которые представляли его, по-видимому, в облике человеко-птицы. Первые упоминания о ФУ-СИ в памятниках примерно 4 в. до н. э. сообщают о рйде его культурных деяний; он научил людей охоте и рыболовству, варить мясо; создал ба гуа - восемь гадательных триграмм, изобрёл гусли, силки, рыболовные сети и другие предметы; установил правила женитьбы. ФУ-СИ приписывается и создание иероглифической письменности, заменившей узелковое письмо. Согласно относительно позднему преданию, ФУ-СИ зачала его мать Хуа-сюй, наступив на болоте грома - Лэйцзэ на след великана. Это предание, вероятно, связано с распространённым на рубеже н. э. представлением о ФУ-СИ как о существе с телом змеи и головой (или верхней частью туловища) человека, аналогичном прародительнице Нюй-ва, которая, видимо, с этого времени (возможно, под влиянием мифологии южных племен) стала считаться его сестрой и одновременно женой. Однако в неофициальных апокрифических сочинениях того времени сохраняются реликты его более древнего птичьего облика. ФУ-СИ почитался в качестве божества востока, считалось, что он правит под покровительством стихии дерева. В историзованной конфуцианской традиции ФУ-СИ - правитель, бывший у власти с 2852 по 2737 до н. э. Как государь ФУ-СИ известен также под именем Тай-хао. У него был помощник Гоу-ман. На могильных рельефах первых веков н. э. ФУ-СИ изображался обычно с циркулем в одной руке и диском солнца в другой. Циркуль - символ круга, т. е. неба, а солнце - воплощение мужского начала ян. В средневековом Китае ФУ-СИ почитался как один из августейших владык, позднее также в качестве одного из божественных патронов медицины. ШЭНЬ-НУН («божественный земледелец»), в древнекитайской мифологии один из центральных культурных героев, с именем которого связывается начало земледелия, мудрый правитель. Образ его, видимо, ещё на весьма ранней стадии контаминировался с образом солярного божества Янь-ди. По преданию, мать ШЭНЬ-НУН - Нюй-дэн зачала его после того, как увидела чудесного дракона. Представляется, что ШЭНЬ-НУН имел такой же облик, как и другие мифические первопредки (Нюй-ва, Фу-си), - змеиное тело, человечье лицо, бычью голову (что связано с его функцией бога земледелия) и нос тигра. Считается, что ШЭНЬ-НУН зелёного цвета (цвет растительности). Когда ШЭНЬ-НУН родился, в земле сами собой появились 9 колодцев. При нём с неба выпало дождём просо, и ШЭНЬ-НУН тут же стал пахать землю и сеять его. Ему же приписывается изобретение сельскохозяйственных орудий. ШЭНЬ-НУН считают первым «фармакологом». Он ходил с красным кнутом и стегал травы, определяя их целебные свойства, вкусовые качества. У него был специальный треножник, на котором готовились целебные отвары. По преданию, жители Байминьго («царство белых людей») поднесли ШЭНЬ-НУН животное яошоу («лекарственный зверь»). Когда кто-нибудь заболевал, стоило только погладить зверя по спине и сказать ему об этом, как он тут же мчался в поля и приносил в зубах нужную для исцеления траву. Однажды ШЭНЬ-НУН проглотил стоножку, каждая нога которой превратилась в червя, и умер. С ШЭНЬ-НУН связывается также начало торговли (он устроил первые меновые базары). В поздней народной мифологии ШЭНЬ-НУН - один из триады мифических государей (сакь хуан) - покровителей медицины. Иногда он именуется Яо-ван («царь лекарств»). ХУАН-ДИ («жёлтый предок», «жёлтый государь», «жёлтый император»), в древнекитайской мифологии культурный герой. Возможно, что ХУАН-ДИ как «жёлтый государь» есть относительно более поздняя интерпретация омонимического сочетания Хуан-ди, означающего «блестящий (испускающий свет) государь», «августейший правитель» (точка зрения китайских исследователей Юань Кэ, Ду Эр-вэя). Вместе с тем ХУАН-ДИ считался олицетворением магических сил земли, отсюда его связь с желтым цветом лёссовых почв. Высказывались предположения, что ХУАН-ДИ связан с тотемами медведя (Юань Кэ), цзяо, «червь», «вид дракона» (Люй Чжень-юй), юань, «большая черепаха», «драконоподобная ящерица» (Ли Янь). По мнению японского учёного Мори Ясутаро, культ ХУАН-ДИ первоначально сложился у рода Чэнь, где ХУАН-ДИ почитался в качестве драконо-подобного божества грома. В различных описаниях ХУАН-ДИ в сочинениях рубежа н. э. есть черты, роднящие его с драконом, как одним из основных тотемов предков китайцев. Считается, что родовой фамилией ХУАН-ДИ была Гуньсунь, его имя - Сянь-юань (от сянь, «колесница», и юань, «оглобля»). Возможно, что в этом имени зафиксирован один из подвигов ХУАН-ДИ - изобретение колесницы. Некоторые учёные, однако, видят здесь связь с астральными представлениями о ХУАН-ДИ как о созвездии, напоминающем большую колесницу (В. Мюнке, Зап. Берлин). По преданию, ХУАН-ДИ был зачат от луча молнии, родившись, сразу начал говорить. ХУАН-ДИ был высокого роста (более девяти чи - ок. 3 м), имел лик дракона, солнечный рог, четыре глаза или четыре лица. Четырёхглазость или четырёхликость ХУАН-ДИ может быть истолкована как отражение четырёхчленной модели мира, характерной для древнекитайской мифологии. Вместе с тем четырёхглазость ХУАН-ДИ, возможно, указывает на изначально шаманский характер этого образа (связь с четырёхглазой шаманской маской древних китайцев). По системе представлений, сложившихся к 6 в. до н. э., ХУАН-ДИ - один из пяти богов, правителей сторон света - божество центра, фактически верховное небесное божество. Вероятно, здесь произошла контаминация образа первопредка ХУАН-ДИ с образом безымянного верховного владыки Шан-ди. Одновременно земная столица ХУАН-ДИ как верховного божества стала локализоваться в священных горах Куньлунь. ХУАН-ДИ приписывается изобретение топора, ступки, лука и стрел, платья и туфель. Он научил людей отливать колокола и треножники, бурить колодцы, мастерить телеги и лодки, некоторые музыкальные инструменты (считалось, что он сделал чудесный барабан из шкуры бога грома). С его именем традиция связывает также продолжение деятельности Шэнь-нуна по определению лекарственных свойств растений и начало врачевания и медицины как науки (первый медицинский трактат Древнего Китая назван «Хуан-ди нэй цзин» - «Книга ХУАН-ДИ о внутреннем»). Согласно мифологическим преданиям, сподвижник ХУАН-ДИ по имени Цан-цзе изобрёл иероглифическую письменность, а Жун Чэн создал календарь. По некоторым источникам, ХУАН-ДИ первый установил различия в одежде для мужчин и женщин («Хуайнань-цзы», 2 в. до н. э.). ХУАН-ДИ был искусен во владении копьём и щитом и собирался покарать всех правителей, не явившихся к нему с данью. Однако, узнав о его намерениях, все пришли с дарами. Один только правитель юга - бог солнца Янь-ди (по некоторым версиям, брат ХУАН-ДИ) не пожелал подчиниться. Тогда ХУАН-ДИ собрал тигров, барсов, медведей и других хищных зверей и сразился с Янь-ди под Баньцюань. ХУАН-ДИ вышел победителем. В философских текстах эта война интерпретировалась как война между дождём, водой и огнём (ХУАН-ДИ - вода, Янь-ди - огонь, «Люй-ши чуньцю» - «Вёсны и осени Люя», 3 в. до н. э.), что, возможно, отражает древнейшие мифологические воззрения. После победы над Янь-ди непокорённым остался лишь один Чи-ю, потомок Янь-ди, которого ХУАН-ДИ победил в битве при Чжолу и казнил. ХУАН-ДИ никогда не пребывал в покое, он расчищал горные склоны для посевов, прокладывал дороги. ХУАН-ДИ женился на Лэй-цзу, которая стала его старшей женой и родила ему двух сыновей - Сюань-сяо и Чан-и. Всего от разных жён у ХУАН-ДИ было 25 сыновей, 14 из них стали основателями новых родов. В историзованной традиции ХУАН-ДИ почитался как мудрый правитель, наследовавший Шэнь-нуну и правивший будто бы с 2698 по 2598 до н. э. С ХУАН-ДИ как с первого «реального» правителя начинает свои «Исторические записки» Сыма Цянь. По некоторым легендам, ХУАН-ДИ жил 300 лет. В конце его жизни на земле появились единорог (цилинь) и феникс (фэнхуан) - знак мудрого правления. По одной версии [«Хуайнань-цзы», «Лунь хэн» («Критические суждения») Ван Чуна, 1 в. н. э.], ХУАН-ДИ в конце жизни собрал медь на горе Цзиншань и отлил треножник. Когда работа была закончена, с неба спустился дракон. ХУАН-ДИ ухватился за его ус, сел верхом и улетел в небеса. По даосским версиям, ХУАН-ДИ постиг дао, сделался бессмертным и улетел на драконе. Сподвижники ХУАН-ДИ стреляли в дракона из луков, думая заставить его опуститься, но не добились успеха («Хуайнань-цзы»). Считается, что ХУАН-ДИ погребён на горе Цяошань в провинции Шэньси. Однако, по даосским преданиям, в могиле погребена лишь одежда ХУАН-ДИ, которая осталась после того, как он, сделавшись бессмертным, вознёсся на небо («История династии Хань» Бань Гу, Хань шу, 1 в. н. э.). В средние века даосы почитали ХУАН-ДИ как одного из зачинателей своего учения (наряду с Лао-цзы), в народе ХУАН-ДИ чтили как божество планеты Земля (или Сатурн), как бога - покровителя портных (по другой версии, - бога архитектуры), а также как одного из богов медицины (наряду с Фу-си и Шэнь-нуном).
__________________
Твори Любовь ЗДЕСЬ и СЕЙЧАС! ЗАВТРА может быть ПОЗДНО! |
![]() |
![]() |