Arhum.ru - Forums
Тесты IQ, узнай свой уровень IQ прямо сейчас, РОО САЛЮС
руна Гебо
от я к Я через Мы
карманный справочник мессии
Танец на Грани
Встречаясь и Сливаясь с Тенью
на Пути к Себе
О-Со-Знанность через Гармонию Целостно-Непрерывного Движения,
ОбъЕдиняющего конфликтогенные противоположности в Себе=Мы
Технологии Системы Феникс
· Новости · Группа · Фото & Видео · Семинары · Полезное · Система · Контакты ·

подробнее...

Полезные ссылки:
0.Ориентация по Форуму
1.Лунные дни
2.ХарДня
3.АстроСправочник
4.Гороскоп
5.Ветер и погода
6.Горы(Веб)
7.Китайские расчёты
8.Нумерология
9.Таро
10.Cовместимость
11.Дизайн Человека
12.ПсихоТип
13.Биоритмы
14.Время
15.Библиотека


Вернуться   Arhum.ru - Forums > Мир со ВСЕХ сторон, изнутри и снаружи. > 2 Копилка технологий, опыта и знаний. > 1. Науки > 1 Наука эндотерическая > 2 Базовые науки > 2.5 История

Важная информация

Ответ
 
Опции темы Поиск в этой теме Опции просмотра
Старый 10.11.2024, 08:10   #436
Феникс Джонатанович ДонХуанЦзы
Senior Member
МегаБолтун
 
Аватар для Феникс Джонатанович ДонХуанЦзы
 
Регистрация: 02.06.2006
Адрес: Москва
Сообщений: 72,831
Записей в дневнике: 4
Вес репутации: 10
Феникс Джонатанович ДонХуанЦзы отключил(а) отображение уровня репутации
По умолчанию

https://dzen.ru/a/Zy5MyzhKPWPlZO9P
Анализ ДНК жертв извержения Везувия преподнес ученым сюрприз

2 минуты
342,8 тыс прочтений
2 дня назад





Извержение Везувия талантливо изобразил Брюлов.

Чуть меньше 2 тысяч лет назад извержение Везувия уничтожило несколько городов — Помпеи, Геркуланум, Стабии. Всего за 15-20 минут оно погубило жаром и ядовитыми газами несколько тысяч человек, от которых остались скелеты и пустоты в окаменевшем вулканическом пепле. Они повторяют формы тел, которых там уже нет.
Тела давно испарились, а полости остались. Заполненные гипсом или пластмассой, они превращаются в скульптуры – скульптуры тел погибших.
На стенках некоторых полостей и в костях сохранилась ДНК. С недавних пор ученые начали её анализировать. Результаты удивили. Особенно впечатлили последние, о которых генетики – большая группа из Италии, США и Германии - рассказали в журнале Current Biology.


Изображения тел погибших получают, заполняя гипсом или пластмассой оставшиеся от них полости. EAST NEWS

Навыдумывали всякого

Выяснилось, что наиболее известные жертвы, не раз упомянутые в статьях, в художественных произведениях, даже в фильмах, были совсем не теми, за кого их принимали.


Везувий и города, погубленные извержением.

Взять, к примеру, застывшую в скульптуре душераздирающую сцену смерти матери со своим ребенком на руках. Оставшиеся от них полости были найдены в так называемом Доме золотого браслета вместе с двумя другими – взрослой и детской. Считалось, что все четверо одна семья. Оказалось, что ребенка – мальчика – держал на руках мужчина. Темнокожий мужчина. Но не отец – биологически он не имел к ребенку никакого отношения. Ни к тому, которого держал, ни к тому, что лежал рядом. И вообще все четверо не были родственниками. Скорее всего, они были рабами.

Листайте вправо, чтобы увидеть больше изображений



От «Двух дев», найденных обнявшимися перед тем, как задохнуться и сгореть, после ДНК-анализа осталась, максимум, одна. Считалось, что они или сестры, или мать с дочкой. А одна «сестра» оказалась мужчиной и опять же без какого-либо родства. Возможно, несчастные были влюбленной парой.
Алисса Миттник (Alissa Mittnik), генетик из Гарвардского университета (Harvard University), участвовавшая в исследовании, не исключает, что и вторая «сестра» была мужчиной.
КСТАТИ
Последний день Помпей, возможно, наступил позднее, чем принято считать
Известно, что Везувий погубил Помпеи 24 августа 79 года нашей эры. Эту дату назвал древнеримский историк и писатель Плиний Младший (Гай Плиний Цецилий Секунд), который вроде бы лично видел извержение — наблюдал за ним с другой стороны Неаполитанского залива. Плинию тогда было то ли 17 то ли 18 лет.
Через 30 лет «свидетель» рассказал о катастрофе другому древнеримскому историку Тациту. Дата закрепилась.


Археологи до сих пор находят останки жертв извержения Везувия в 79 году нашей эры. EAST NEWS

Однако, в 2018 произошло событие, которое заставило усомниться, как минимум, в дате катастрофы. На стене, расположенной ближе ко входу во внутренний одной из древних помпейских вилл, археологи обнаружили странную надпись, сделанную углем: «XVI K Nov». Что означает: «16 дней до ноября». То есть, 17 октября.
По мнению археологов, автор надписи обозначил дату начала извержения Везувия. Успел оставить «историческое свидетельство» до того, как сам погиб в страшном пекле
Вилла принадлежала богатым жителям Помпеи. Когда началось извержения, их на вилле не было. Там находились только строительные рабочие, которые расписывали стены внутренних помещений и заливали полы - эти работы так и остались незаконченными. Надпись появилась на только что оштукатуренной стене внутреннего дворика. Год не указан, но ученые уверяют, что шел как раз 79 год нашей эры.
Итак, если верить - в буквальном смысле - «вновь открывшимся обстоятельствам», то Помпеи погибли все-таки в 79 году, но в октябре, а не в августе — то есть, почти на два месяца позднее.
То ли Плиний Младший что-то напутал, то ли его друг Тацит, то ли надпись совсем не про то.
Учебники истории переписывать пока не стали.
__________________
Твори Любовь ЗДЕСЬ и СЕЙЧАС!
ЗАВТРА может быть ПОЗДНО!
Феникс Джонатанович ДонХуанЦзы вне форума   Ответить с цитированием
Старый 26.11.2024, 13:09   #437
Феникс Джонатанович ДонХуанЦзы
Senior Member
МегаБолтун
 
Аватар для Феникс Джонатанович ДонХуанЦзы
 
Регистрация: 02.06.2006
Адрес: Москва
Сообщений: 72,831
Записей в дневнике: 4
Вес репутации: 10
Феникс Джонатанович ДонХуанЦзы отключил(а) отображение уровня репутации
По умолчанию

https://www.youtube.com/watch?v=mR0mAaaU3G4
__________________
Твори Любовь ЗДЕСЬ и СЕЙЧАС!
ЗАВТРА может быть ПОЗДНО!
Феникс Джонатанович ДонХуанЦзы вне форума   Ответить с цитированием
Старый 29.11.2024, 09:29   #438
Феникс Джонатанович ДонХуанЦзы
Senior Member
МегаБолтун
 
Аватар для Феникс Джонатанович ДонХуанЦзы
 
Регистрация: 02.06.2006
Адрес: Москва
Сообщений: 72,831
Записей в дневнике: 4
Вес репутации: 10
Феникс Джонатанович ДонХуанЦзы отключил(а) отображение уровня репутации
По умолчанию

https://www.youtube.com/watch?v=EkNXKw4KJqY
__________________
Твори Любовь ЗДЕСЬ и СЕЙЧАС!
ЗАВТРА может быть ПОЗДНО!
Феникс Джонатанович ДонХуанЦзы вне форума   Ответить с цитированием
Старый 05.12.2024, 08:43   #439
Феникс Джонатанович ДонХуанЦзы
Senior Member
МегаБолтун
 
Аватар для Феникс Джонатанович ДонХуанЦзы
 
Регистрация: 02.06.2006
Адрес: Москва
Сообщений: 72,831
Записей в дневнике: 4
Вес репутации: 10
Феникс Джонатанович ДонХуанЦзы отключил(а) отображение уровня репутации
По умолчанию

https://dzen.ru/a/Z08TVSXk3Efdbi29?from_site=mail
«И избрались трое братьев». Откуда пришли Рюрик, Синеус и Трувор

4 минуты
115,4 тыс прочтений
Вчера


В 862 году славяне, чудь, кривичи и весь призвали на княжение трех братьев – Рюрика, Синеуса и Трувора. Согласно «Повести временных лет», первый сел в Ладоге (по другим летописям, – в Новгороде), второй – в Белоозере, третий – в Изборске.
Летописец умолчал об этнической принадлежности князей, упомянув только, что призывали их «из-за моря». Этот серьезный пробел породил в исторической науке так называемый «варяжский вопрос», суть которого сводится к следующей проблеме: кем были Рюрик, Синеус и Трувор – скандинавами или славянами?



Кто такие варяги и русь?

Почему многие ученые придавали (и продолжают придавать) этой проблеме принципиальное значение? Ведь никто не сомневается, что Древнерусское государство – одно из самых сильных в Европе – независимо от этнической принадлежности его первых князей.
Ответ следует искать в исторической обстановке, в которой возник так называемый варяжский вопрос. Впервые о нем заговорил шведский дипломат и историк Петр Петрей – причем, в начале 17 века, когда Швеция посягала на Новгород (где согласно ряду летописей правил Рюрик). В своей «Истории о великом княжестве Московском» Петрей пишет:
«…Кажется… что варяги вышли из Швеции».
Так ли это было на самом деле?
Ранние русские источники под понятием «варяги» подразумевали жителей Скандинавии вообще или ее выходцев на Руси, – в частности. Летописец называет варягами шведов, норвежцев, англов, готландцев. А кто такие русь? Ведь они пришли вместе с варягами в Новгород:
«Те варяги назывались Русью… И избрались трое братьев… и взяли с собой всю русь, и пришли прежде всего к славянам».
Василий Верещагин «Рюрик, Синеус и Трувор»

В «Повести временных лет» этот народ упоминается среди финно-угров, балтийских племен Восточной Европы, а также северогерманского населения. В средневековой исторической книге «Иосиппон» русь локализуется в районе Киева; в арабских источниках она «смешивается» то с хазарами, то со славянами.
Так что для историков «русь» остается такой же загадкой, как и варяги. А следовательно, этническое происхождение Рюрика, Синеуса и Трувора не поддается определению.
Кстати, в исторической науке есть версия, что Синеус и Трувор – вымышленные личности, а в летопись попали из-за ошибки автора, который буквально перевел древнешведское словосочетание «сине хус трувор» – «с домом и дружиной».
Виктор Васнецов «Призвание варягов»

Личность Рюрика

Кем же был Рюрик? Некоторые историки считают, что он был скандинавским правителем или вождем, которого жители новгородской земли призвали как военачальника и князя-защитника, что было нормой для того времени.
Есть версия, что Рюрик был наполовину славянином; так, историк Генрих Анохин считал его выходцем из города Руссы. Известный филолог Алексей Шахматов предположил, что Русса была варяжским центром на берегу Южного Ильменя, откуда началось движение варягов на юг.
Так же рассуждал и Георгий Вернадский, который утверждал, что в середине IX века у Ильменя возникла община скандинавских купцов, которые активно торговали с югом Руси. По мнению историка, они участвовали в призвании варягов, так как были заинтересованы в безопасных торговых путях. Правда, археологические данные не подтверждают эту версию, но все же она остается в историографии на правах рабочей гипотезы.


Рюрик / © Arturas Slapsys

Другие учёные отождествляют Рюрика с датским конунгом Рёриком, который служил Каролингам. Он упоминается в ряде источников, в частности, – во франкских хрониках и анналах. Археологические данные позволяют говорить, что в IX веке контакты между Русью и Данией были. Впрочем, имя Рюрик было довольно распространенным в Скандинавии, так что нет никаких оснований утверждать, что Рюрик и Рёрик – одно лицо.
А некоторые исследователи (в частности, – упомянутый знаменитый специалист по летописям Алексей Шахматов) вообще считали, что «Сказание о призвании варягов» не имеет ярко выраженной исторической основы, так как возникло на основе местных преданий и носит вставочный характер.
В советской историографии Рюрик вообще позиционировался как легендарный персонаж, в то время как основателем династии, «первым, настоящим достоверным русским князем» считался Олег. Так ли это? Или известие летописи о призвании варягов в 862 году все-таки достоверно?
Синеус и Трувор – легендарные братья, которых не было?

Выше уже говорилось, что некоторые исследователи считают Синеуса и Трувора вымышленными личностями, а их появление в летописи – ошибкой автора. Какие аргументы они предлагают в пользу этой гипотезы?
Во-первых, согласно археологическим данным, Белоозеро, где по летописи сел княжить Синеус, существует с X века. Да и достоверных следов пребывания Трувора в Изборске не найдено. Правда, рядом с городом есть так называемое «Труворово городище» – археологический памятник VII–XVIII веков. Сохранился и так называемый Труворов крест на местном кладбище, который народная молва связывает с Трувором.
Письменных сведений о братьях нет; летописец только сообщает, что они умерли в 864 году, после чего Рюрик стал единоличным правителем.
Но мог ли летописец так сильно ошибиться в столь важном вопросе? Ведь речь шла ни много ни мало, как об истоках древнерусской государственности! Большинство современных ученых считает, что эти братья все-таки были настоящими. Какие факты подтверждают эту версию?


Илья Глазунов «Рюрик, Трувор, Синеус»

Во-первых, интерпретация имен Синеуса и Трувора как «род» и «дружина» не соответствует морфологии древнескандинавских языков. Во-вторых, эти имена встречаются в сагах и рунических записях. И наконец, в-третьих, в раннем средневековье родичи (в том числе, – братья) сопровождали своего вожака в военных походах. Иногда эпические произведения называют братьями вожака его близких и самых верных дружинников.
Так что Синеус и Трувор были реальными воинами, которые сопровождали Рюрика во время его прибытия на Русь. Раз личности братьев (или близких дружинников) установлены, то, казалось, и спорить больше не о чем (этническая принадлежность Рюрика и его спутников не поддается определению). Не исчерпал ли себя варяжский вопрос? Что думаете?
__________________
Твори Любовь ЗДЕСЬ и СЕЙЧАС!
ЗАВТРА может быть ПОЗДНО!
Феникс Джонатанович ДонХуанЦзы вне форума   Ответить с цитированием
Старый 09.12.2024, 07:43   #440
Феникс Джонатанович ДонХуанЦзы
Senior Member
МегаБолтун
 
Аватар для Феникс Джонатанович ДонХуанЦзы
 
Регистрация: 02.06.2006
Адрес: Москва
Сообщений: 72,831
Записей в дневнике: 4
Вес репутации: 10
Феникс Джонатанович ДонХуанЦзы отключил(а) отображение уровня репутации
По умолчанию

https://www.youtube.com/watch?v=yo0EGqxME30
__________________
Твори Любовь ЗДЕСЬ и СЕЙЧАС!
ЗАВТРА может быть ПОЗДНО!
Феникс Джонатанович ДонХуанЦзы вне форума   Ответить с цитированием
Старый 17.12.2024, 09:31   #441
Феникс Джонатанович ДонХуанЦзы
Senior Member
МегаБолтун
 
Аватар для Феникс Джонатанович ДонХуанЦзы
 
Регистрация: 02.06.2006
Адрес: Москва
Сообщений: 72,831
Записей в дневнике: 4
Вес репутации: 10
Феникс Джонатанович ДонХуанЦзы отключил(а) отображение уровня репутации
По умолчанию

https://dzen.ru/a/Z10SjbDIGydWqKOd
"Шифр из 60 символов". Найденная на берегу Черного моря табличка указала на реальность самого знаменитого мифа древности


4 минуты
20,2 тыс прочтений
3 дня назад





Базальтовая плита© CC BY-NC-ND 4.0/Journal of Ancient History and Archaeology (cropped)

Сергей Проскурин
Язык Колхиды — родины золотого руна — долгое время считался мертвым. Теперь ученые намерены доказать, что это не так. А заодно выяснить судьбу драгоценной реликвии. Поможет им в этом один незамысловатый артефакт.
Ни на что не похоже

Три года назад рыбаки случайно обнаружили в озере Башплеми близ грузинского городка Дманиси странный предмет. Наполовину зарытый в ил, он походил на простой глиняный черепок.
Однако когда за дело взялись специалисты из тбилисского Государственного университета Ильи (ISU), то все резко изменилось. Оказалось, что осколок размерами 25 на 20 сантиметров вовсе не глиняный, а базальтовый. И усеян какими-то письменами.
Всего их было 60. Тщательный лингвистический анализ ничего не дал. Некоторые символы имели графическое сходство с ранними албанскими, некоторые — с протогрузинскими. Были и такие, что напоминали письмена Ближнего Востока, Египта и Индии.
Сложности возникли и с датировкой артефакта. Знаки были выгравированы довольно тонко — коническим стило. Затем табличку тщательно отполировали.
Столь развитая техника поразила специалистов. Ведь они считали этот базальт относящимся к бронзовому или раннему железному веку (первая половина второго тысячелетия — первая половина первого тысячелетия до нашей эры).


Аэрофотоснимки берега озера Башплеми© CC BY-NC-ND 4.0/Journal of Ancient History and Archaeology (cropped)

В итоге — полнейшее замешательство. Кто и зачем создал такой ребус? А главное, что скрывается за таинственными знаками?
При этом лингвисты выявили некоторое сходство с протокартвельской письменностью, которая возникла в IV тысячелетии до н. э. А также с символами на ритуальных печатях, найденных при раскопках на территории Грузии.
Так что одна гипотеза все-таки родилась.
Край благоденствия

В наши дни на юго-восточном побережье Черного моря стоят абхазский Сухум, грузинские Поти и Батуми. А три с половиной тысячи лет назад на их месте было могущественное Колхидское царство.
Достоверно не известно, когда именно сформировалось это государственное образование. Но уже ассирийцы были прекрасно осведомлены, где находится "земля колхов". Об этом свидетельствуют клинописные таблички XIII века до н. э. из древнего Урарту.
Гораздо чаще название царства упоминается в документах VIII-VI столетий до н. э. — когда началась Великая греческая колонизация.


Карта Колхиды и Иберии по Х. Целлариусу, Лейпциг, 1706 год© Public domain

Античные историки Геродот, Страбон и Диодор Сицилийский писали о Колхиде как о крае благоденствия и плодородия. А здешних правителей называли "мудрыми" — за то, что быстро наладили дипломатические и торговые отношения с греками.
Местное население охотно выменивало воск, смолу и корабельный лес на лен, зерно и виноград. Позднее колхи освоили черную металлургию, деревообработку, керамическое производство. И даже чеканили собственную монету.
Современные историки полагают, что задолго до Великого шелкового пути существовал "каспийский" — водная торговая магистраль, соединявшая Грецию и древний Хорезм (современную Центральную Азию).
Нестандартный способ

Но было в Колхидском царстве и то, ради чего веками воевали правители разных стран. Золото. Причем много.
Об этом свидетельствуют находки прошлого века. В 1961-м вблизи развалин древнего города Вани вскрыли погребение, в котором было более тысячи различных изделий из драгметалла.
Через 13 лет вблизи Батуми проводили дорожно-ремонтные работы. И тоже наткнулись на клад. Почти три десятка золотых шедевров: ритуальная чаша весом в полкилограмма, ожерелья, монеты, чеканная посуда и многое другое.


Репродукция картины "Ясон с золотым руном", художник Эразм Квеллин Младший, 1630 год© Public domain

Страбон сообщает и об интересном способе, каким древние колхи добывали "презренный металл". "В их стране, как передают, горные потоки приносят золото, и варвары ловят его решетами и косматыми шкурами", — пишет он в своей "Географии".
Отсюда, добавляет античный историк, и возник миф о золотом руне.
Согласно сказанию, жена орхоменского царя Афаманта Ино намеревалась принести в жертву своих пасынков Фрикса и Геллу. Тогда богиня Гера, желая спасти детей, послала им летучего барана. На нем они отправились к берегам Азии.
Гелла по дороге упала в море. А Фрикс добрался до Колхиды. Там баран чудесным образом стряхнул с себя шкуру, которая вмиг покрылась золотом. Молодой человек принес ее в дар местному царю — в знак признательности.
Руно впоследствии украли аргонавты под предводительством Ясона. Что стало с артефактом потом, миф умалчивает.
Главный вопрос

Однако грузинские исследователи полагают, что ответ можно найти. В трудах Аполлония Родосского и других эллинистических авторов упоминается некий язык — "золотое письмо", на котором были написаны древние колхидские тексты.


Часовня Троицкой церкви у подножия горы Казбек в селе Гергети© РИА Новости / Антон Подгайко

Понимали его лишь местные. А все попытки найти хоть какие-нибудь источники не увенчались успехом. Жрецы надежно спрятали рукописи от любопытных глаз.
Ученые из ISU допустили, что найденная в Башплеми табличка может быть тем самым "утраченным знанием". В ближайшее время они намерены детально обследовать окрестности озера. И выяснить, могло ли там находиться некое поселение.
Пока энтузиастам сопутствует успех. Аэрофотосъемка показала на одном из берегов ряд кругов и прямоугольников. Это могут быть могильные курганы, капища и фундаменты домов. Кроме того, у озера выкопали немало фрагментов керамики и изделий из обсидиана.
Но на главный вопрос о значении 60 символов на базальтовой табличке по-прежнему ответа нет. Не исключено, что именно в этом зашифрованном сообщении — тайна легендарного золотого руна.
"Вмешались даже власти". Что учинили подростки в подмосковной школе
За Таганрог: принуждение Украины к миру продолжается ударным темпом
__________________
Твори Любовь ЗДЕСЬ и СЕЙЧАС!
ЗАВТРА может быть ПОЗДНО!
Феникс Джонатанович ДонХуанЦзы вне форума   Ответить с цитированием
Старый 10.01.2025, 07:03   #442
Феникс Джонатанович ДонХуанЦзы
Senior Member
МегаБолтун
 
Аватар для Феникс Джонатанович ДонХуанЦзы
 
Регистрация: 02.06.2006
Адрес: Москва
Сообщений: 72,831
Записей в дневнике: 4
Вес репутации: 10
Феникс Джонатанович ДонХуанЦзы отключил(а) отображение уровня репутации
По умолчанию

https://dzen.ru/a/ZrzZxVcw5TQlrQvH?from_site=mail
На Кавказе жили крестоносцы? Дуэли, мечи, кольчуги, обереги хевсуров успели попасть в кадр фотографам


10 минут
22,2 тыс прочтений
16 августа 2024


Они слыли потомками крестоносцев (с которыми Грузия и правда дружила в свой Золотой век), и при виде их расшитых крестами рубашек, кольчуг, прямых мечей, круглых щитов, остававшихся на вооружении до 19 века, в это хочется верить. Жили за Главным Кавказским хребтом, в верховьях Аргунского ущелья, буквально в подбрюшье Чечни, и потому стали этакими анти-чеченцами, отбивавшими до сорока набегов за год. В мирные же времена бывало так, что их долина годами не контактировала с внешним миром. Ещё при Советах они молились древним грузинским богам, которых внизу стали забывать под натиском даже не христианства, а зороастризма. Всё это - хевсуры, малый грузинский субэтнос, один из самых удивительных народов "горы языков" Кавказа.




Говорившие на диалекте, с трудом понятном картлийцу или кахетинцу, хевсуры носят фамилии на -ури или -ули, и хотя это полный аналог нашего -ский, в других частях Грузии такие окончания крайняя редкость. Обычно их описывают как рослых, статных людей с русыми волосами и голубыми глазами.
Возможно, этот облик устарел на несколько веков, и первым этнографам вроде осевшего в Тифлисе немца Густава Радде в 1876 году таких просто представляли как самых чистокровных. На старых фото видно, что хевсуры невелики и жилисты, а их лица - типично грузинские. Обратите внимание - у всех пышные усы и нет бород: в противоположность чеченцам, для горцев-христиан бритьё было делом принципа.


Известные под нынешним названием с 15 века, в своё прошлое хевсуры, - было им не до того, - не слишком вникали, ограничиваясь легендой о том, что они - воины Святого Царя, избранные им защитники истинной веры. Науке известно два народа, живших тут прежде: пховцы, исчезнувшие из всех хроник после разгрома их восстания в 1210-12 годах, и цанары, гремевшие в 9 веке, когда они покоряли Кахетию и били вторгшихся арабов.
Сущность тех и других - загадка, ответы на которую романтики-от-науки ищут аж на руинах Урарту, но всё же вероятнее всего, что цанары были крещёными вайнахами, а пховцы - разновидностью грузин. Крови какого народа больше в хевсурских жилах - теперь не ясно, но фамилии на -ури есть и соседей-мохевцев, в цанарском происхождении которых сомнений почти нет.
В 1813 году Хевсуретию впервые в её истории покорил силой оружия генерал Фёдор Симанович, но для него все горцы явно были на одно лицо. А вот в 1840-х молодой офицер и чиновник Тушино-Пшавско-Хевсурского округа Арнольд Зиссерман, впервые увидев хевсуров на базаре в уездных Тионетах, сразу заподозрил, что по кавказским горам уже который век блуждают крестоносцы!



В конце концов Грузия и правда контактировала с ними: тбилисские цари вели активную переписку с рыцарями Святой Земли, под защитой которых жила немаленькая грузинская община Иерусалима. Периодически с обеих сторон возникали идеи, что хорошо бы собраться вместе да как следует навалять сарацинам, и хотя до реально союзничества дело так и не дошло, в действиях двух главных христианских сил Ближнего Востока была заметна синхронность. Грузинская "реконкиста" на рубеже 11-12 веков совпала с 1-м крестовым походом, и на высотах Дидгори одержать Давиду Строителю решающую победу на тюрками помогали около ста добровольцев-"франков".
В 1204, когда крестоносцы 4-го похода громили Константинополь, грузины вышли к побережью Понта и поставили там правителем свергнутого византийского принца Алексея Комнина, по сути основав Трапезундскую империю. В 1220-х странноватый царь-распутник Георгий-Лаша готовил войска на помощь 5-му крестовому походу, но тут в дело вмешалась новая сила - монголы, с которыми крестоносцы нашли было общий язык, а вот грузины - нет.
Но может, то и к лучшему: к концу 13 века христианские королевства Святой Земли были втоптаны в пыль мусульманами, а упавшее знамя крестоносцев стало появляться на картах Грузии - именно из него в 21 веке возник её нынешний флаг.
И в общем, могли ли найти в Грузии приют сами крестоносцы? Почему нет. Что они согласились бы отправиться в глухую высокогорную долину, где до скончания веков их потомки будут держать щит против язычников и мусульман - куда менее вероятно, но всё же гипотетически возможно. А что какие-то отдельные воины креста, передумав топиться в винных бочках и объятиях дам, отправились туда, где их мечу всегда есть, кого сечь, и чему-то даже научили древних горцев - уже даже совсем правдоподобно. Хевсуретия дорусских времён выглядит как странная Вальгалла крестоносцев.


Неприступный малолюдный край традиционно делился на три части: Пиракета, Пирикита и Архоти. Первые две дословно значат Тутошняя и Тамошняя, иначе - Ближняя и Дальняя, Внутренняя и Внешняя. Архотская Хевсуретия, ныне почти опустевшая, раскрывается в Таргимскую котловину Ингушетии, но граница на замке, а со стороны Грузии туда ведёт едва проезжая дорога по высочайшим в Грузии (до 2970м) перевалам. Это самый труднодоступный угол страны, и даже путевых заметок из Архоти я не видел, однако какие-то отшельники там вроде даже живут.
Пиракета, в отличие от Пирикиты, изрядно ассимилировалась уже к началу ХХ века (хотя ещё в 1920-х набеги и кровная месть в каждый дом тут были реальностью), однако - не была расселена, лишь сёла оползли с горных круч к дорогам и рекам. В одном из первых по дороге селении Корша художник Шота Арабули ещё в 1984 году восстановил свою фамильную башню и собрал в ней, возможно, лучшую экспозицию хевсурской этнографии:



Мы, правда, не учли, что договариваться с хозяином надо было заранее - как и большое семейство из Тбилиси, также ткнувшееся в запертую дверь. Но просто так отступать я не привык и воспользовался принципом "ты их в дверь - они в окно": первый этаж башни представляет собой единый зал, а его оконца - без стёкол. Через них я и снимал осколки исчезнувшего мира:


Где причудливо переплелось типичное для любого кавказского этномузея - вроде медных сосудов, деревянных колод или надочажной цепи, которая была и главной домовой святыней (хотя и со своей спецификой - так, некоторые обряды пшавов и хевсур, например свадьба, включали удар по цепи кинжалом)...



...с чем-то абсолютно самобытным, как например хевсурский костюм талавари:


Главный его признаки - тёмная-синяя толстая шерстяная ткань толи и украшающие её в определённых местах сложные геометрические орнаменты, главным мотивом которых были кресты-обереги джвари.



В первую очередь они покрывали параги (нагрудник), разных форм у мужчин (выше) и женщин (ниже), но одинаково густо украшенный:


из музея в Телави.

И пачичи - ноговицы, у мужчин перехваченные узорчатой, расшитой бусинами полосой сацвиве. А вот в резьбе по дереву - уже куда как более типичные для Грузии узоры, какие можно и в Сванетии найти:


Ноговицы дополняли вязаные узорчатые носки, на которые надевалась куда более утилитарная внешне кожаная обувь типа чувяков:


музей в Телави

Главными оберегами считались два креста (у мужчин) или квадрата (у женщин) на спине, хранившие, видимо, от того, что горец не видит глазами. Считалось, что их нельзя показывать посторонним:



Мужской костюм включал рубаху перанги до колен с вырезами самхедроеби на боках, позволяющим вооружённой руке двигаться более свободно, и мескариани - штаны древнего покроя.


Телави

Женщины носили садиацо (платье до пола) с кокомони (4 полосы внизу, на которых нашивалось по 2 креста) и азготи (вертикальные складки ниже колен на задней стороне), а параги, расстёгивавшийся влево, ещё и показывал статус - до рождения первенца женщина носила нагрудник застёгнутым. Поверх надевали летом распашной кафтан кокло, весной и осенью закрытую накидку папанаги, а зимой - ткави (тулуп). В платья вплетались монетки - причём вот тут, как видите, уже советские рубли:


Поверх перанги мужчины иногда надевали чоху - типичную для всего Кавказа черкеску, явно проникшую к хевсурам уже в русские времена. В музеях их явно не жалуют, и всё же пара черкесок есть у Арабули - вот тут справа более архаичная без нагрудных газырниц:



А на голове - тюбетейку тушури, Другая мужская шапка, некогда более популярная у горцев войлочная куди, мелькала на чёрно-белых фото, а вот в музеях почему-то не попадалась. На кадре выше слева висят женские головные уборы - девичьи венцы типа кокошников сатаури и дополнявшие их в замужестве платки мандили. До брака женщины носили сложные конструкции из косичек, после - стриглись коротко: ухаживать за волосами в гиблых горах и бесконечных войнах было нелегко.


Но как бы не чаще чужаки видели хевсуров такими - в суровом мирке их ущелий даже на пастбище или охоту горец выходил во всеоружии. Чрезвычайно архаичном, надо сказать: шлемы (бехтерца) с кольчужными полами (чабалахи) и сами кольчуги (джавчис-перанги) с наручами (самклавени) и поножами (сачерени) фотографы, конечно, запечатлели на постановочных кадрах, но даже в те времена это были не пыльные реликвии, а вещи, которые вдруг да ещё пригодятся!



Как и столь же архаичное холодное оружие: Хевсуретия, наверное, была последним местом на планете, где таковым оставались прямые обоюдоострые мечи - франгули, которые лишь в 19 веке начали вытеснять сабли русули. Другими видами хмали (мечей) были дашна (без гарды) и джоха (замаскированный меч-посхох), а клинки полегче представляли панкавказские кинжалы и маленькие ножи урса, которые носили при себе старики - нападать на старого человека вроде и было жесточайшим нарушением закона гор, а всё же даже хранимый этим законом мужчина как бы и не расставался с оружием.
В комплекте к хмали носили пари - круглый щит до 30 сантиметров в диаметре, часто также "усиленный" крестом. Перввые этнографы успели застать ещё шуби (короткие копья), а вот лук сменился ружьём хоть и очень поздно, но стремительно и у всех.


Но самым необычным хевсурским оружием можно считать сатитени - боевые перстни с таким множеством разновидностей, что встречающиеся в интернете их классификации часто не сходятся между собой. Вот тут, как я понял, слева колюще-царапающие (сачхутни, или мнацрави) гаджиа (многорядный) и херхула ("пила"), правее выше режущие (сасерни, или мчрели) лесула (отточеный) и хвеула (витой), ниже сацеми (ударный, то есть по сути кастет) и нестари - проволочные колечки для детских драк.



Сатитени были основным оружием чрачрилобы, или просто шугли - бытовых дуэлей до первой крови, в которые молодой хевсур порой ввязывался по несколько раз на дню. По сути они являли собой расширенные тренировки - либо по этикету и красноречию (если хочется избежать драки), либо по сило, ловкости и боевому мастерству, причём в шугли строго запрещались удары в лицо, за которые полагалась компенсация в баранах по числу зерен ячменя в длине раны.
Более серьёзные обиды порождали более серьёзные дуэли разных видов - в первую очередь фехтование (качнаоба), иногда со щитом (парикаоба), но и те часто представляли собой скорее ритуальный танец: хевсуров было слишком мало, чтобы ещё и друг друга убивать. И лишь в самом крайнем случае устраивалась тавметавеоба, поединок кровников с ударами в полную силу и полной перспективой умереть. В качнаобе хевсуры наработали за многие века свою боевую школу, плотно группируясь и атакуя почти с земли.


Но - война войной, а обед по расписанию - немалую часть музея Арабули занимает горский быт. В общем-то типичный для всего высокого Кавказа - с отгонным скотоводством, охотой, собирательством черемши, ягод и кореньев и примитивным землепашеством на немногочисленных ровных участках.



Быт суровый, с точки зрения жителя долин - нищий, когда каждая зима грозила смертью от голода, холода, эпидемий...


Особенно - в 1914-23 годах, во время девятилетней блокады Пирикита-Хевсурети, чьей "ахиллесовой пятой" всегда были тропы во внешний мир. С чеченцами хевсуры враждовали экзистенциально, хотя названия одного из сёл Кистани как бы намекает, что изгои чеченских тейпов успели тут создать отдельную общину. С пшавами и тушинами хевсуры были вроде и братья, но век за веком копившаяся кровная вражда отдельных родов и фамилий скопилась понемногу во вражду народов.



Ну а в 1914 году Дальняя Хевсуретия ещё и поссорилась с Ближней: как считается, некий мститель из её "столицы" Борисахо, охотник на чеченцев, был убит по наводке высокогорных хевсур, или может быть тех самых прижившихся в их ущелье кистинов. Последнее - самое логичное: среди тех, чьи головы он принёс в Борисахо в мешке, оказался и мулла, а это уже нападение на веру, даже если сам в тейпе изгой! Как бы то ни было, пирикительцы вину не признали, и пиракетельцы закрыли для них все тропы к долинам.


Трэвел-журналистка Зинаида Рихтер, первая за 6 лет проникшая сюда в 1923 году, увидела Дальнюю Хевсуретию умирающей страной: в саклях встречали картины нищеты и убожества, мужчины понуро ждали конца, грязные и сварливые женщины напоминали Зинаиде ворон, а старики жаловались на оскудевшие урожаи и разгоравшиеся эпидемии. Убедившись, что слухи о свергнутом царе и новой всенародной власти правда, горцы сделали прежде немыслимое - сами позвали её на помощь.



Блокада сломала их, былая удаль осталась лишь у бандитов, порой участвовавших в антисоветских мятежах, и в 1930-х всё это дополнили репрессии, сопровождавшиеся в том числе изъятием и переплавкой хмали. Наконец, в 1953 году горцев просто переселили на равнину, в основном в пасторальный Дедоплисцкаро и индустриальный Гардабани юго-восточнее Тбилиси. Яркая культура мифических крестоносцев, ещё в 1870-1920-х поражавшая исследователей, в одночасье стала достоянием музеев.
__________________
Твори Любовь ЗДЕСЬ и СЕЙЧАС!
ЗАВТРА может быть ПОЗДНО!
Феникс Джонатанович ДонХуанЦзы вне форума   Ответить с цитированием
Старый 10.01.2025, 07:04   #443
Феникс Джонатанович ДонХуанЦзы
Senior Member
МегаБолтун
 
Аватар для Феникс Джонатанович ДонХуанЦзы
 
Регистрация: 02.06.2006
Адрес: Москва
Сообщений: 72,831
Записей в дневнике: 4
Вес репутации: 10
Феникс Джонатанович ДонХуанЦзы отключил(а) отображение уровня репутации
По умолчанию

https://dzen.ru/a/Z397524fV3hXlen1?from_site=mail
«Новгородский погром» без мифов


10 минут
24,8 тыс прочтений
Вчера


В начале 1569 г. немногочисленный литовский отряд при загадочных обстоятельствах захватил важный опорный пункт обороны на Северо-Западе - Изборскую крепость. Глухой ночью изменник стрелецкий голова Тимофей Тетерин, переодевшись в опричную одежду, велел страже открыть ворота Изборска. Воеводе Михаилу Морозову понадобилось полторы недели, чтобы принудить литовский гарнизон к сдаче.
В Изборск прибыли опричные судьи. Они казнили нескольких приказных, а также двух псковичей как сообщников Тетерина. Следствием этого были репрессии против псковичей и новгородцев в марте 1569 года. Едва завершив расследование изборской измены, царь велел провести выселение всех неблагонадежных лиц из Пскова и Новгорода. Согласно летописям, власти выселили 500 семей из Пскова и 150 семей из Новгорода.




Позже Ивану Грозному об измене в Великом Новгороде. Сообщалось, что новгородцы послали гонцов к польскому королю, дабы перейти под его власть. Письмо об этой измене нашли в Новгороде и послали царю. Документы времени Грозного позволяют уточнить историю об этом.
Согласно архивной описи 70-х годов XVI в., в царском архиве хранилась отписка «из Новагорода от дьяков Андрея Безсонова да от Кузьмы Румянцева о польской памяти». Дьяки А. Безносов и К. Румянцев возглавляли новгородскую приказную администрацию в 1568—1569 годах. «Польская память», найденная в Новгороде, стала в глазах опричников главной уликой против новгородских властей.
Не позднее лета 1569 г. царь замыслил поход на Псков и Новгород. Об этом решении знали несколько доверенных советников. С самого начала новгородское дело окружено было глубокой тайной. Опричная дума приняла окончательное решение о походе в декабре 1569 г. Царь созвал в Александровской слободе все опричное воинство и объявил ему весть о «великой измене» новгородцев. Не мешкая войска двинулись к Новгороду.
Опричные отряды двинулись к Новгороду через Клин, Тверь, Торжок и Бежецкую пятину. Путь опричной армии, сопровождавшийся казнями, запечатлен в документальных записях составленном по указанию царя Ивана Грозного Синодика опальных: «На заказе от Москвы 6 человек. В Клине Иона каменщик», за исключением Ионы опричники не тронули население Клина и приступили к массовым казням уже после вступления в Тверскую землю.
Подойдя к Твери, опричная армия обложила город со всех сторон. Царь и его свита расположились в окрестностях города, в том самом Отроче монастыре, где томился в заточении бывший митрополит Филипп Колычев, там он и был задушен Малютой Скуратовым. В первые дни (включая день убийства Филиппа 23 декабря) опричники грабили архиепископский дом и монастыри, еще два дня (в пределах 24—26 декабря) они отдыхали. Затем разгромили посад, опричники грабили торговые склады и амбары, врывались в дома посадских людей, рубили окна и двери, били домашнюю утварь и не позднее 26—27 декабря двинулись в Новгород.
Основными жертвами опричной резни в Тверской земле стали не тверичи, а находившиеся в Тверской земле опальные псковичи и их домочадцы. С весны 1569 года обозы с переселенцами потянулись из Пскова на восток. В селе Медне под Тверью опричники перебили 190 псковичей включая жен и детей еще 30 псковичей было казнено в Торжке.
Заодно с псковичами опричники казнили пленных литвинов, содержащихся в тюрьмах и живших на посаде в Твери и Торжке. По данным немца бывшего в то время на русской службе Альберта Шлихтинга в этих городах опричники перебили 500 полочан, выселенных из Полоцка после завоевания города русскими, а также пленных ливонских немцев и татар. Видимо, царь подозревал, что литовские пленники могли быть соучастниками новгородского заговора в пользу Литвы.
Погромив Тверь и Торжок, где, согласно Синодику, были казнены 13 человек, опричники двинулись через Бежецкую пятину к Новгороду. В синодике опальных список казненных там лиц озаглавлен: «Бежецкия пятины», где указаны имена 4 помещиков.
Передовые опричные отряды подошли к Новгороду 2 января и сразу же оцепили город крепкими заставами, «дабы ни един человек из града не убежал». Первым делом опричники взялись за богатое новгородское духовенство. Они заняли монастыри и опечатали казну в монастырях и церковных приходах города. Одновременно арестовали несколько сот игуменов, соборных старцев и попов и роздали их приставам из местных дворян со строжайшим приказом держать их «крепко во узах железных».
Спустя четыре дня в окрестности Новгорода прибыл царь Иван, остановившийся лагерем в монастыре на Городище. Его сопровождала личная охрана — 1500 опричных стрельцов и многочисленные опричные дворяне. В воскресенье, 8 января, царь отправился в Софийский собор к обедне. На волховском мосту его торжественно встретили с крестами и иконами архиепископ Пимен и прочие духовные чины.


Встреча на мосту кончилась неслыханным скандалом. Грозный отказался принять благословение и перед всем народом громогласно заявил об измене. Архиепископ, заявил он, «зломыслием своим и с своими старцы и единомысленники» хотят его «отчину» Великий Новгород «предати инопленником, королю польскому Жигимонту Августу».
Несмотря на общее замешательство, царь велел Пимену служить последнюю обедню. Как видно, он был слишком благочестив, чтобы пропустить богослужение в день Крещения. После обедни Пимен пригласил царя в архиепископские палаты «хлеба ясти». На обеде присутствовали настоятели крупнейших новгородских монастырей. Невеселый пир быстро закончился, Грозный велел страже схватить Пимена и его бояр, в городе прошли повальные аресты.
Начался суд в царском лагере на Городище. Дознание велось с применением пыток. После длительных допросов были «изобличены» в измене главные новгородские заговорщики — боярин Данилов, Пимен, новгородские дьяки и дворяне. Подробный список изменников фигурирует в архивной описи новгородского судного дела: «Из изменного дела…на ноугородцкого архиепискупа на Пимена, и на новгородцких дияков, и на подьячих, и на гостей, и на владычных приказных, и на детей боярских, и на подьячих».
Как видим опричники обвинили в измене не все новгородское дворянство. Главными обвиняемыми оказались, во-первых, приказная администрация Новгорода и, во вторых, архиепископ Пимен с его дворянами и приказными. Престарелый пастырь, почти тридцать лет возглавлявший новгородскую церковь, покинул город, крепко привязанный к лошади, держа в руках то ли волынку, то ли гусли. Лишённый сана Пимен был сослан в Никольский Веневский монастырь под Тулой, где скончался в 1571 г.
Суд над главными новгородскими «заговорщиками» в царском лагере на Городище явился центральным эпизодом всего новгородского похода. Опричные следователи и судьи действовали ускоренными методами, но и при этом они не могли допросить, подвергнуть пыткам, провести очные ставки, записать показания и, наконец, казнить несколько сот людей за короткое время. Вероятнее всего, суд на Городище продолжался три-четыре недели и завершился в конце января.
По иронии судьбы имя главнейшего из новгородских «заговорщиков» могло кануть в в Лету. Из всех современников Грозного один Шлихтинг ненароком обмолвился о нем. Но рассказ его не слишком ясен. Вкратце он сводится к следующему. У некоего Василия Дмитриевича (фамилии его Шлихтинг не знал) служили литовские пленники-пушкари. Они пытались бежать на родину, но были пойманы и показали, что бежали с ведома господина. Опричники вздернули на дыбу Василия Дмитриевича, и тот повинился в измене в пользу польского короля. Царь велел казнить боярина.
Русские документы позволяют установить имя боярина и обстоятельства заговора. В описи царского архива 70-х годов XVI в. упомянут подлинный архивный документ - отписка «ко государю в Васильеве деле Дмитриева о пушкарях о беглых о Мишках».
Из отписки царь впервые узнал о поимке беглых пушкарей — слуг боярина Василия Дмитриевича Данилова. Слуги Данилова — беглый литовский пленник Максим (в русской транскрипции «пушкарь Мишка») и Роп немчин, упомянутые в Синодике, дали показания против боярина, но сами разделили участь своей жертвы. Кроме Василия Данилова было казнено еще несколько бояр: Григорий Волынский, князь Андрей Бычков-Ростовский, Василий Бутурлин.
Глава заговора боярин Данилов, Г. Вороной-Волынский и В, Бутурлин принадлежали к тому кругу старомосковского боярства, который был тесно связан с высшей приказной бюрократией. Но подавляющая часть участников новгородского изменного дела принадлежала не к знати, а к среднему и низшему слою провинциального дворянства.
Тщательный анализ источников опровергает традиционное представление, согласно которому разгром новгородского посада длился пять-шесть недель. В действительности первые четыре недели царь занят был судом на Городище. Примерно неделю он ездил по монастырям, изымая церковные сокровища, и лишь за несколько дней до отъезда из Новгорода велел разгромить посад. Погром новгородских посадов и земель длился, по-видимому, несколько дней. 13 февраля царь вызвал в свой лагерь представителей новгородского посада «из всякой улицы по человеку» и объявил им прощение.



Из Новгорода опричная армия двинулась на Псков. Не позднее 19—20 февраля царь прибыл в Никольский монастырь на Любятине. Псковские дворяне и приказные пострадали в меньшей мере, чем новгородские. По синодику, опричники казнили здесь до 30—40 детей боярских, двух городовых приказчиков и одного подьячего.
Самым надежным источником для определения масштабов жертв "Новгородского погрома" остается синодик опальных, составленный на основе подлинных документов опричного архива. В текст синодика включено донесение Малюты Скуратова о казни 1505 безымянных опальных. Скуратов занимал особое место в опричной иерархии. Он руководил сыскным ведомством, расследовавшим заговоры и проводившим казни. Представленная им «сказка» и была отчетом этого ведомства.
По окончании экспедиции он составил следующий отчет о произведенных им казнях: «По Малютине скаске в ноугородцкой посылке Малюта отделал 1490 человек, ис пищалей отделано 15 человек». По свидетельству Шлихтинга, в тюрьме в Торжке сидело 19 пленных татар. Малюта явился в тюрьму и велел рубить им головы. Татары оказали отчаянное сопротивление и ранили ножом самого Скуратова. Опричники вызвали на помощь стрельцов, которые издали перестреляли оставшихся в живых 15 пленников.
В «сказке» Малюты этот эпизод отмечен в виде записи: «ис пищалей отделано 15 человек». Будучи тяжело ранен, Скуратов не мог дальше руководить экзекуциями. Следовательно, его отчет касался начального этапа экспедиции, на пространстве от Москвы до Торжка.
Государев разгром Новгорода сопровождался избиениями военнопленных. Кроме татар жертвами опричников стали ливонские немцы и литовцы. Их подозревали в заговоре с новгородцами и тайных сношениях с Литвой. После занятия Полоцка в 1563 году воеводы выслали в русские земли сотни жителей Полоцка. Как уже было сказано Шлихтинг передает, что в Твери и Торжке опричники истребили до 500 полочан. Таким образом, пленные составляли не менее трети безымянных опальных лиц, указанных в «сказке» Малюты.
Собственно в Новгороде, согласно новгородским спискам синодика казнено примерно 379 человек. В числе их было 211 помещиков и подьячих и 137 членов их семей. Среди прочих 30 лиц преобладали холопы, ремесленники, монахи и т. д.
Получается, что в ходе карательной «ноугородской посылки» Скуратов перебил больше народа, чем царь во время разгрома Новгорода и Пскова. Как главный руководитель погрома, Малюта располагал наиболее точными сведениями насчет жертв террора. Вместе с тем он не имел причин преуменьшать значение своих «подвигов». В среде опричников жестокость служила лучшим доказательством преданности царю, а милосердие к изменникам наказывалось как предательство. Суммируя все данные, можно заключить, что во время похода от Москвы до Новгорода погибли 1649 человек.


В целом при погроме Новгорода и земель через которые следовало опричное войско было казнено 2180 человек. Данные синодика поддаются проверке посредством сопоставления с другими источниками. Одним из самых осведомленных мемуаристов опричнины был Шлихтинг. В доме его господина личного врача Арнольда Лензея несколько дней скрывался князь Афанасий Вяземский, один из руководителей карательного похода на Новгород, попавший в опалу тотчас по возвращении в Москву.
По-видимому, с его слов Шлихтинг знал, что в Новгороде погибли 2770 человек. Однако надо иметь в виду, что в своих «Сказаниях», написанных по заданию короля, Шлихтинг сознательно сгущал краски. В дни похода, утверждал памфлетист, опричники перебили 2770 «только именитых людей».
В итоге количество жертв погрома, согласно источникам, колеблется в пределах 2180-2770 человек, из них собственно в Новгороде было казнено до 400 человек, что для 25 000 города довольно большое число, эффект усиливался тем, что казнены были в основном люди знатные и обладающие властью, причем почти единовременно, что и произвело огромное впечатление на горожан.
__________________
Твори Любовь ЗДЕСЬ и СЕЙЧАС!
ЗАВТРА может быть ПОЗДНО!
Феникс Джонатанович ДонХуанЦзы вне форума   Ответить с цитированием
Старый 10.01.2025, 21:10   #444
Феникс Джонатанович ДонХуанЦзы
Senior Member
МегаБолтун
 
Аватар для Феникс Джонатанович ДонХуанЦзы
 
Регистрация: 02.06.2006
Адрес: Москва
Сообщений: 72,831
Записей в дневнике: 4
Вес репутации: 10
Феникс Джонатанович ДонХуанЦзы отключил(а) отображение уровня репутации
По умолчанию

https://www.youtube.com/watch?v=F2IJZSu_gHg
Содержание видео: 6:03 - Сопоставление древних источников с открытиями современных ученых. 7:10 - Сейчас мировосприятие людей сужают до размера спичечной коробки... 8:00 - Книга «Высший вкус жизни. Выход из материальной игры» 9:40 - Скрываемая правда о предках человечества, гигантах, населявших Землю. 11:15 - Время циклично. 12:25 - Описание четырёх эпох. Золотой Век. 15:00 - Серебряный Век. 15:37 - Бронзовый Век. 16:00 - Железный Век. 19:12 - Зачем уничтожали библиотеки? 20:20 - Запретная археология. 22:20 - История про Адама из Вед. 27:00 - История - это политика, направленная в прошлое. Что от нас скрывают? 32:43 - Почему мы об этом не знаем?... 35:21- Обнуление истории в древнем Китае. 38:03 - Обнуление истории в Европе. Сожжение Александрийской библиотеки. 41:40 - Уничтожение музеев на Ближнем Востоке. 52:13 - Академик Дони Джорж утверждал, что некая тайная организация планомерно уничтожает древнюю историю планеты. 57:12 - В районе Бермудского треугольника обнаружен затопленный город. 58:05 - О расах титанов и исполинов древности. 1:02:38 - О уникальных находках в разных районах земного шара. 1:05:40 - Единственное место на планете, которое избежало обнуления истории. 1:06:36 - Шримад Бхагаватам: вселенская хроника. 1:10:30 - Древнейшие знания о программировании пола ребёнка. 1:12:50 - Санскритские тексты изучали лидеры православного духовенства. 1:14:45 - Ещё одна с ног сшибательная информация .... 1:26:19 - Политика- это медаль с двумя сторонами. 1:30:36- Откровения древних санскритских трактатов.
__________________
Твори Любовь ЗДЕСЬ и СЕЙЧАС!
ЗАВТРА может быть ПОЗДНО!
Феникс Джонатанович ДонХуанЦзы вне форума   Ответить с цитированием
Старый 18.01.2025, 09:04   #445
Феникс Джонатанович ДонХуанЦзы
Senior Member
МегаБолтун
 
Аватар для Феникс Джонатанович ДонХуанЦзы
 
Регистрация: 02.06.2006
Адрес: Москва
Сообщений: 72,831
Записей в дневнике: 4
Вес репутации: 10
Феникс Джонатанович ДонХуанЦзы отключил(а) отображение уровня репутации
По умолчанию

https://dzen.ru/a/Z4fC9QYSLyYMA1u1
Вонь, разврат и дуэли: Вы себе и представить не могли, какими ужасными были балы в реальности


6 минут
26,3 тыс прочтений
3 дня назад



Оглавление











Побывать на балу мечтает практически любая девушка. Романтика русского дворянства, изящество нарядов и танцев: в XXI веке на всё это очень хочется посмотреть. Life.ru рассказывает, почему посещение придворного бала — на самом деле так себе идея.



Коллаж © Life.ru. Фото © «Шедеврум»

Мужественные кавалеры, изящные дамы, корсеты, кринолины, полонез, мазурка и, конечно же, вальс! Придворные балы XVIII и XIX веков поражают воображение маленьких принцесс разных поколений. Эту мечту о балах они приносят и во взрослую жизнь, организовывая бальные вечера в университетах или занимаясь бальными танцами в качестве спорта. Но не всё так просто, как кажется на первый взгляд: реальные балы того времени были развлечением гораздо более трудоёмким, чем ночная вечеринка в клубе или даже поход на футбольный матч. Рассказываем, как балы появились на Руси и что происходило на них в реальности.
Грязь, хамство и неуважение к женщинам на балах Петра I



Почему на дворянских балах сначала отвергали женщин, а следом оплёвывали полы танцевальных балов. Фото © Wikipedia / Станислав Хлебовский

Указ об ассамблеях был издан Петром I 26 ноября 1718 года и представлял собой попытку объяснить дворянам, что такое бал. Ассамблеи были предшественниками балов — дворянскими собраниями с танцами, играми и угощениями, проводившимися летом на свежем воздухе. Павел Ягужинский стал «царём» ассамблей, строго контролируя их проведение. Он лично руководил каждым таким собранием, и никто из дворян не смел ослушаться его приказов. Если Ягужинский приказывал пить, нужно было пить столько, сколько он скажет, а если приказывал танцевать до упаду, то приходилось делать и это.
Бояре и дворяне петровской эпохи не понимали таких увеселений, старались быть как можно тише и как можно теснее прижиматься к стенам бального зала, а суеверный ужас в них вселяло присутствие на ассамблеях женщин. Тогда совместные с дамами увеселения считались неприличными в отличие от плевков прямо на пол в бальном зале. В итоге ассамблеи превращались в попойки, знаменитые грубыми нравами и валяющимися где попало гостями. Исключением были молодые дворяне: дамы и кавалеры стремились быть галантными и соответствовать европейской моде.
Вонючие маскарады императрицы Елизаветы Петровны



В XVIII веке русский бал проходил процесс своего формирования. Елизавета Петровна ввела в моду маскарады, из-за чего вонючие залы дворцов стали пахнуть ещё хуже. Фото © my.tretyakov

Во время правления Елизаветы Петровны ассамблеи начали превращаться в уже более понятные нам балы. При этом императрица предпочитала вносить в них некоторую изюминку. Елизаветинские танцевальные вечера часто несли в себе элемент маскарада: правительница любила появляться на них в мужской одежде. Примеру госпожи следовали другие дамы: они красовались в камзолах, кюлотах и мужских париках, на боку у каждой висело по шпаге. Мужчины наряжались на балах-маскарадах в великолепные платья и брали в руки веера.
Отдельно стоит упомянуть, что нравы и на балах XVIII века не отличались особой утончённостью. Кроме того, в глазах современного человека зрелищем они были бы довольно странным, а выдержать запах, царивший в бальном зале, сейчас смог бы только человек, потерявший обоняние после ковида. Представьте себе пышные причёски дам, залакированные парфюмированной смесью на основе воска и животного жира, толстый слой белил и на дамах, и на кавалерах, парики, которые стирали разве что раз в неделю, — и всё это в огромном зале, где полы были обильно натёрты мастикой. Представили? Теперь вообразите запах. Стоит также вспомнить, что в России (и не только) «галантный век» отличался достаточной свободой нравов. То и дело можно было увидеть сцены разврата по углам и за шторами.
Балы XIX века: меньше пота, больше пробок на дорогах



XIX век — золотое время балов, воспетое Пушкиным и Лермонтовым. Но какая атмосфера царила там на самом деле. Фото © museumpushkin

В XIX веке поменялись и мода, и порядок проведения балов. Именно в золотой век дворянства и зародились те особенности, которые приходят на ум, когда мы слышим слово «бал». Строгие правила стали связывать бальный «дресс-код»: мужчины носили лайковые перчатки, будучи штатскими, и замшевые, будучи военными. Перчатки строго запрещалось снимать. Ботинки, элегантно повязанные галстуки, часы на цепочке, лорнет, жилет и цилиндр — главные предметы гардероба самого модного бального кавалера. Для женщин правила были схожими: перчатки, которые нельзя снимать, элегантные платья, открывающие плечи, веер и главный предмет женского гардероба — шаль. Корсеты в то время, кстати, были популярны не только среди дам: мужчины тоже использовали их, чтобы обрести «военную выправку», и частенько падали в обморок. К полонезам, менуэтам, мазурке и традиционному вальсу добавили кадриль, польку, венский вальс и контрданс. Именно начало и середина XIX века считаются золотым веком балов.
Но даже в свой золотой век балы, скорее всего, были бы устрашающим для современного человека зрелищем. Архитектура и мода с прошлого столетия сильно поменялись, причём к лучшему, но проблемы во многом оставались всё те же. Бальные залы всё ещё люто пахли мастикой, но запаха пота стало значительно меньше: гигиена дворянства уже улучшилась, стало принято перед балом тщательно мыться и менять бельё. Также появились разные «лайфхаки»: например, подкладки в области подмышек для дам, которые впитывали пот и менялись по нескольку раз за вечер. К тем же хитростям можно отнести и комнаты для смены исподнего.
Из новых запахов можно отметить юфть: ею натирали свои сапоги молодые офицеры, которые были обязаны явиться на бал в количестве двух человек от каждого полка, чтобы развлекать одиноких девиц. Неочевидной бальной проблемой XIX века также были пробки из карет: иногда дворянам приходилось проводить в карете по нескольку часов как по пути на бал, так и по дороге домой.
Какие ещё отвратительные особенности скрывали балы за красивой обложкой



На самом деле балы были не таким привлекательным зрелищем, как кажется нам спустя два столетия. Фото © Wikipedia

Каким бы красивым зрелищем ни казались дворянские балы императорской России, современному человеку они вряд ли бы понравились не только из-за вони в залах. Вот ещё какие минусы были.
  • Балы, как правило, проходили в течение всей ночи: с восьми часов вечера до четырёх часов утра.
  • Если вы получали приглашение, отказ мог быть расценён как оскорбление. В таком случае не избежать дуэли или вовсе смертной казни, если вас пригласил император.
  • На балах танцевали очень быстрые и сложные танцы, например мазурку или кадриль. Во время мазурки кавалерам нужно было несколько раз стукнуть каблуками друг о друга, иногда даже удерживая даму на одной руке. Это уже больше похоже на тяжёлые спортивные упражнения, чем на танец.
  • Бальный сезон в России начинался зимой. Как следствие — в сильно отапливаемых бальных залах царила ужасающая духота. Люди потели, и от неприятного запаха не спасали даже духи. Если мы говорим о XVIII веке, ситуация ещё хуже: тогда в моде были накрахмаленные парики, в которых то и дело заводились насекомые и обильные белила из вредных веществ.
  • Сочетание быстрых и напряжённых танцев в корсетах с большим количеством выпитого могло быть смертельным: на балу часто падали в обморок, нередки были случаи смерти, в том числе после бала, от воспаления лёгких. Почти что «смерть на рейве», но два столетия назад.
  • В залах царила невыносимая духота. Большое скопление людей в сложных многослойных костюмах, активные танцы, помещение отапливается камином и освещается свечами: проблема климат-контроля на балах стояла очень остро. Некоторые архитектурные решения, например сквозные окна на противоположных стенах, помогали, но не очень сильно.
  • Главные ароматы бала — пот, юфть и мастика. Если с потом всё понятно (запах исходил от танцующих людей по естественным причинам), то юфть — это специальный вонючий состав на основе животного жира и дёгтя, которым офицеры раньше обрабатывали сапоги, а мастикой натирали перед балами полы.
  • Отсутствие доступа к удобствам. Если в XIX веке в бальных помещениях уже встречались туалетные комнаты, то в XVIII веке не всё было так радужно: нередко можно было наблюдать за тем, как кавалеры справляют нужду прямо за портьерами.
Балы были одним из лучших развлечений своего времени, но эта потеха не всегда была связана с комфортом: если честно, сейчас на сельской дискотеке бытовых удобств больше, чем было в ту пору в императорском дворце. Готовы поспорить, теперь на свою мечту попасть в прошлое и отправиться на бал, если такая была, вы посмотрите с другой стороны. Но, может, оно и к лучшему. Ранее Life.ru рассказывал, чего ждать от года Змеи 2025, если его календарь полностью совпадает с 1941 годом.
__________________
Твори Любовь ЗДЕСЬ и СЕЙЧАС!
ЗАВТРА может быть ПОЗДНО!
Феникс Джонатанович ДонХуанЦзы вне форума   Ответить с цитированием
Старый 23.01.2025, 11:28   #446
Феникс Джонатанович ДонХуанЦзы
Senior Member
МегаБолтун
 
Аватар для Феникс Джонатанович ДонХуанЦзы
 
Регистрация: 02.06.2006
Адрес: Москва
Сообщений: 72,831
Записей в дневнике: 4
Вес репутации: 10
Феникс Джонатанович ДонХуанЦзы отключил(а) отображение уровня репутации
По умолчанию

https://dzen.ru/video/watch/66510bbf...from_site=mail
__________________
Твори Любовь ЗДЕСЬ и СЕЙЧАС!
ЗАВТРА может быть ПОЗДНО!
Феникс Джонатанович ДонХуанЦзы вне форума   Ответить с цитированием
Старый Сегодня, 10:11   #447
Феникс Джонатанович ДонХуанЦзы
Senior Member
МегаБолтун
 
Аватар для Феникс Джонатанович ДонХуанЦзы
 
Регистрация: 02.06.2006
Адрес: Москва
Сообщений: 72,831
Записей в дневнике: 4
Вес репутации: 10
Феникс Джонатанович ДонХуанЦзы отключил(а) отображение уровня репутации
По умолчанию

Что скрывали ученые в Антарктиде: найден таинственный саркофаг





В 1945 году американская экспедиция Dicraft обнаружила в Антарктиде загадочный монумент с древними письменами, скрытый подо льдом, что стало началом одной из самых таинственных историй XX века.

Игорь Григорьев



03.02.2025, 16:57




Cтатьи










Изображение с сайта ru.freepik.com

В 1945 году американская экспедиция Dicraft обнаружила в Антарктиде загадочный монумент с древними письменами, скрытый подо льдом, что стало началом одной из самых таинственных историй XX века.
Продолжая раскопки, исследователи обнаружили под монументом каменную плиту, а под ней — массивный саркофаг, наполненный чем-то тяжелым. Когда ящик вскрыли, внутри оказались куски неизвестного желтого металла, покрытые пиктограммами. По форме они напоминали части головоломки.
Спустя десятилетия стало известно, что эта находка могла представлять собой нечто большее, чем просто древний артефакт. Согласно предположениям ученых, куски пазла сложились в звездную карту с особыми отметками — возможно, указаниями на червоточины или кротовые норы, теоретически способные обеспечить мгновенное перемещение в космосе.
Однако материалы экспедиции были засекречены, а фотографии, предназначенные для газет, так и не попали в печать. Один из участников миссии сумел тайно сохранить несколько снимков, передав их внуку, сообщает дзен-канал Боги Сатурна.
Что именно удалось расшифровать ученым? Была ли это карта, чертежи неизвестных технологий или математическая формула, открывающая новые горизонты? Ответ на этот вопрос по-прежнему скрыт под грифом секретности.
Ранее ИА Кулик рассказал, что загадка Роанока ведет учёных к новым находкам.
__________________
Твори Любовь ЗДЕСЬ и СЕЙЧАС!
ЗАВТРА может быть ПОЗДНО!
Феникс Джонатанович ДонХуанЦзы вне форума   Ответить с цитированием
Ответ

Закладки


Ваши права в разделе
Вы не можете создавать новые темы
Вы не можете отвечать в темах
Вы не можете прикреплять вложения
Вы не можете редактировать свои сообщения

BB коды Вкл.
Смайлы Вкл.
[IMG] код Вкл.
HTML код Выкл.
Быстрый переход

Похожие темы
Тема Автор Раздел Ответов Последнее сообщение
технические открытия, изобретения Феникс Джонатанович ДонХуанЦзы 3.4.4 техника 596 09.01.2025 12:35
Соционические гипотезы из инета Феникс Джонатанович ДонХуанЦзы 3 гипотезы в соционике 95 16.05.2024 16:48


Часовой пояс GMT +4, время: 12:59.


╨хщЄшэу@Mail.ru Rambler's Top100


Powered by vBulletin® Version 3.7.3
Copyright ©2000 - 2025, Jelsoft Enterprises Ltd. Перевод: zCarot