|
Полезные ссылки: 0.Ориентация по Форуму 1.Лунные дни 2.ХарДня 3.АстроСправочник 4.Гороскоп 5.Ветер и погода 6.Горы(Веб) 7.Китайские расчёты 8.Нумерология 9.Таро 10.Cовместимость 11.Дизайн Человека 12.ПсихоТип 13.Биоритмы 14.Время 15.Библиотека |
21.06.2007, 13:52 | #1 |
Guest
Сообщений: n/a
|
"Тонкие" рациональные Технологии
Рефлексия
Сначала теория: Рефлексия как процесс - это осмысление собственной деятельности. Это обращение назад, внутрь деятельности, с целью её дальнейшего, целенаправленного совершенствования. Именно в ходе рефлексии могут открыться невидимые ранее причины и обстоятельства... Рефлексивность - необходимая составляющая осознанности. Рефлексивность, так же как и намерение, можно (и нужно) тренировать, пока это не станет неотъемлемой и естественной составляющей жизни, как соблюдение гигиены. Уровни рефлексии (осознанности тела) 1. Способность сохранять рефлексию в медитации (в специальных условиях) 2. В бытовой деятельности 3. В стрессовой (экстремальной) ситуации 4. В процессе умирания (при встрече со смертью) Осознанная деятельность человека, движет его в направлении Целей и Ценностей, определяющих Выбор, опираясь на Опыт и Знание. Для того, чтобы осуществлять Выбор, надо иметь осознаваемые цели. Делая что-то, иметь ответ на вопросы: Зачем я это делаю, и что хочу получить в результате? Цель должна быть конкретной, как КИРПИЧ: Конкретной, Измеримой, Реалистичной, Привлекательной, Интегрированной (соответствующей другим целям), Четко сформулированной. Ставя цель, хорошо бы определить для себя, что ты готов потратить (вложить) в достижение ее. Как тренировать рефлексию: Обычная схема работы программ (схема1): Воздействие (событие) - Ощущение1 - Программа - Двигательный импульс - Действие -Результат, формирующий следующее Воздействие (событие) Если по каким-то причинам Программа не "срабатывает", (не проходит импульс), возникает Ощущение 2, порождающее Эмоцию. Тогда схема работы программы будет такова (схема 2): Воздействие (событие) - Ощущение1 - Программа - Ощущение2- Эмоция - Желание - Двигательный импульс - Действие - Результат, формирующий следующее Воздействие (событие).Таким образом формируется новая программа. Если результат программного действия не удовлетворяет - надо запустить третий круг (рефлексивный) схема 3: Воздействие (событие) - Рефлексия (что происходит?)- Осмысление (почему?) - Выбор - Целеполагание - План осуществления цели - Двигательный импульс - Действие - Результат, формирующий следующее Воздействие (событие) В ходе реализации схемы 1, т.е. когда даже не возникает напряжения, отследить программное действие довольно сложно. Но при постоянной практике это становится естественным процессом. На каждом шагу ты отдаешь себе отчет - почему засмеялся, зачем задал этот вопрос (получить информацию, просто привлечь к себе внимание и т.д.), для чего съел что-то, почему захотелось спать… На уровне возникновения эмоции (схема 2), сама эмоция является сигналом, что что-то не так. Тут уж точно надо включать рефлексию. В ходе Триединой Практики (в ПТ, ГТ, ИТ) при несовпадении наших желаний и целей/ценностей (при столкновении личности и Личности) возникает напряжение в виде страха, негативной эмоции, ступора, лени, упадка сил и т.д.( все виды уводов), что является причиной возникновения эмоции, а вследствие ее -желания. На любом этапе реализации программ (схем 1 и 2) до осуществления Двигательного Импульса, (по сути, в момент возникновения напряжения), включаем Рефлексию, отвечая на вопросы «Что происходит?», «Почему?», «Соответствует ли это моим целям (Цели)?». Вопрос «почему», конечно связан с Опытом, пересмотром личной истории. Но в процессе рефлексии не стоит углубляться в суть, важно просто понять, что это – отражение нашего прошлого опыта. Если возникла быстрая ассоциация – хорошо. Нет – оставь на потом. Далее наступает момент Выбора. Выбор совершается осознанно. Не всегда Выбор совершается в сторону Личности. Но ты Осознаешь это. ***В условиях нарастающего дискомфорта (страх, боль, угроза жизни) бывает очень сложно включить рефлексию. Мысли убегают, путаются. Один из приемов сбросить напряжение – выбросить эмоциональный заряд. Ну и Выкобенивание, конечно… |
20.12.2008, 13:28 | #2 | |
Guest
Сообщений: n/a
|
Цитата:
Меня удивляет то, что я это замечаю только сейчас.Только две недели я понимаю и отслеживаю эту тягу в себе. А это было всегда. НО. Раньше я не видела даже этого исчитала свое поведение естественным. Сейчас - следующая ступень. Но за ней еще чтото? Нокак пробиться к этому что то?Пока я вижу выход наблюдать- контролировать. Но это конфликтный выход. Может еще надо и провоцировать? рефлексия для меня хороша во время скучной физической деятельности: уборка, бег, йога,прогулка. Хотелось бы примеры рефлексии сюда. Чтобы иметь представление что есть рефлексия а что просто эмоции. |
|
20.12.2008, 13:57 | #3 |
Guest
Сообщений: n/a
|
Из Википедии:
Рефлексия в художественной литературе и искусстве Из Роберта Бёрнса: Весной ко мне сватался парень один. Твердил он: — Безмерно люблю, мол. - А я говорю: — Ненавижу мужчин! - И впрямь ненавижу, он думал… Вот дурень, что так он подумал! Фридрих Дюрренматт «Поручение, или о наблюдении за наблюдающим за наблюдателями». Шри Ауробиндо: «птичка, сидящая в ветвях дерева, наблюдает за другой птичкой, сидящей в ветвях дерева» (В книге о Кэрролле упомянуты стихи о молодом человеке, поцеловавшем «спящую» девушку:) Он думал, что уснула я, и все во сне стерплю, Иль думал, что я думала — что думал он: «Я сплю»… (Песня — Максим Леонидов) Я оглянулся посмотреть, не оглянулась ли она, Чтоб посмотреть — не оглянулся ли я… Фильм «Пила-2» (Saw II, США, 2005), Режиссер Даррен Линн Боусман: «… о маньяке, который любит играть в игры и наблюдать за тем, как его жертвы убивают себя. Зрителю предлагается два варианта идентификации — с жертвами, разгадывающими смертельные загадки, и с маньяком-вуайеристом, который следит за процессом разгадки. Зритель видит то, чего не видят герои, но и сам вынужден полагаться на их рассказы о том, что предшествовало их появлению в туалете, а эти рассказы, как и варианты разгадки, могут вести в ложном направлении.» Но самый классический текст, одинаково принадлежащий и не принадлежащий как литературе, так и философии — Экклезиаст (Коэлет), книга Царя Соломона: «… и оглянулся я на дела свои…» |
20.12.2008, 14:09 | #4 |
Guest
Сообщений: n/a
|
Дальше – осознавать дальше.
Зачем тебе это "чтобы похвалили"? Скорее всего ответишь – недолюблена в детстве. Дальше что? Ты сейчас взрослая. Твои понимания о любви и ее проявлениях изменились ли с детства? Способы, как «получать» любовь – известны ли тебе другие, кроме тех, который ты использовала в детстве? И т.д. А дальше просто выбор – нравится оставаться маленькой капризной девочкой или пора взрослеть? И опять же… по-моему, это очевидно. И ты сама ЗНАЕШЬ, что дальше. Но почему-то не хочешь вести себя по-взрослому… Хотя, возможно, я ошибаюсь… |
20.12.2008, 14:14 | #5 |
Senior Member
МегаБолтун
|
это ПО ОПРЕДЕЛЕНИЮ разное, Логика и Этика.
Эмоция поменяя рефлексию ограничивает, сжимает, выделяет, обособляет. Логика в Рефлексии расширяет, выводи на ИНЫЕ возможности, показывая корни, объединяет ...
__________________
Твори Любовь ЗДЕСЬ и СЕЙЧАС! ЗАВТРА может быть ПОЗДНО! |
20.12.2008, 14:15 | #6 |
Senior Member
МегаБолтун
|
упорно НЕ ХОЧЕТ ...маленькой быть интереснее ...
__________________
Твори Любовь ЗДЕСЬ и СЕЙЧАС! ЗАВТРА может быть ПОЗДНО! |
20.12.2008, 14:29 | #7 |
Guest
Сообщений: n/a
|
нашла в курсовой одного студента следующее:
Особенности упражнений направленных на развитие рефлексии. Рефлексия - это деятельность человека направленная на осмысление собственных действий, своих внутренних состояний, чувств, переживаний, анализ этих состояний и формулирование соответствующих выводов. Для того чтобы человек мог понять себя, контролировать и регулировать свои действия, развивать свой внутренний мир, он должен овладеть рефлексией. Рефлексия включает в себя самонаблюдение и самоанализ. Рефлексия - основной путь получения новых знаний. Знание о самом себе и других не приходит к человеку извне, но только через себя, через постоянную рефлексию того, что с тобой происходит ежеминутно, «здесь и теперь». Смысл всех существующих психотехник - достижение и поддержание высокой психической, духовной и физической формы по средствам направленного мысленного сосредоточения. Большинство программ, направленных на развитие рефлексии человека, основано на четырёх принципах или способах самопознания и саморегуляции. Вот те способы, которые помогают осознать и осмыслить свой внутренний мир: Способ первый: Релаксация. Релаксация - это физическое и психическое расслабление. Цель релаксации - подготовка тела и психики к деятельности, сосредоточение на своём внутреннем мире, освобождения от излишнего физического и нервного напряжения или, наоборот, обеспечение возможности собраться. Релаксация необходима: - для подготовки тела и психики к углублённому самопознанию, самовнушению; - в стрессовых моментах, конфликтных ситуациях, требующих выдержки, самообладания; - в ответственных и трудных ситуациях, когда нужно сбросить страх, излишнее напряжение. Как необходимо расслабляюсь: Примите удобную позу (сидя в кресле), закройте глаза и начните делать глубокий брюшной вдох и медленно выдыхайте ртом, снимите накопленное напряжение, усталость, до тех пор, пока не достигнете внутреннего расслабления. Способ второй: Концентрация. Концентрация - это сосредоточение сознания на определённом объекте своей деятельности. В основе концентрации лежит управление вниманием. Возможно сосредоточение внимания на предмете, на ощущениях, на эмоциях и чувствах. Способ третий: Визуализация. Визуализация - это создание внутренних образов в сознании человека, то есть активизация воображения с помощью слуховых, зрительных, вкусовых, обонятельных осязательных ощущений, а также их комбинаций. Способ четвёртый: Самовнушение. Самовнушение - это создание установок воздействующих на подсознательные механизмы психики. Самовнушение - это утверждение, что успех возможен, выраженное от первого лица в настоящем времени. Чтобы развивать рефлексию необходимо учитывать все особенности упражнений и тренингов, направленных на ее развитие. Комплексы упражнений направленных на развитие рефлексии. Автопортрет. Цель упражнения: - формирование умений распознавания незнакомой личности, - развитие навыков описания других людей по различным признакам. Представьте себе, что вам предстоит встреча с незнакомым человеком и нужно, чтобы он узнал вас. Опишите себя. Найдите такие признаки, которые выделяют вас из толпы. Опишите свой внешний вид, походку, манеру говорить, одеваться; может быть вам присущи обращающие на себя внимание жесты. Работа происходит в парах. В процессе выступления одного из партнеров другой может задавать уточняющие вопросы, для того, чтобы "автопортрет" был более полным. На обсуждение в парах отводится 15-20 минут. По окончанию задания участники садятся в круг и делятся впечатлениями. Без маски. Цель упражнения: - снятие эмоциональной и поведенческой закрепощенности; - формирование навыков искренних высказываний для анализа сущности "я". Каждому участнику дается карточка с написанной фразой, не имеющей окончания. Без всякой предварительной подготовки он должен продолжить и завершить фразу. Высказывание должно быть искренним. Если остальные члены группы почувствуют фальшь, участнику придется брать еще одну карточку. Примерное содержание карточек: "Особенно мне нравится, когда люди, окружающие меня..." "Чего мне иногда по-настоящему хочется, так это ..." "Иногда люди не понимают меня, потому что я ..." "Верю, что я ..." "Мне бывает стыдно, когда я ..." "Особенно меня раздражает, что я ..." и т.п." Да. Цель упражнения: - совершенствование навыков эмпатии и рефлексии. Группа разбивается на пары. Один из участников говорит фразу, выражающую его состояние, настроения или ощущения. После чего второй должен задавать ему вопросы, чтобы уточнить и выяснить детали. Например, " Странно, но я заметила за собой, что, когда нахожусь в таком состоянии, то цвет моей одежды примерно одинаков". Упражнение считается выполненным, если в ответ на расспросы участник получает три утвердительных ответа - "да". Карусель. Цель упражнения: - формирование навыков быстрого реагирования при вступлении в контакты; - развитие эмпатии и рефлексии в процессе обучения. В упражнении осуществляется серия встреч, причем каждый раз с новым человеком. Задание: легко войти в контакт, поддержать разговор и проститься. Члены группы встают по принципу "карусели", т. е. лицом друг к другу и образуют два круга: внутренний неподвижный и внешний подвижный Примеры ситуаций: _ Перед вами человек, которого вы хорошо знаете, но довольно долго не видели. Вы рады этой встрече... _ Перед вами незнакомый человек. Познакомьтесь с ним... _ Перед вами маленький ребенок, он чего-то испугался. Подойдите к нему и успокойте его. _ После длительной разлуки вы встречаете любимого (любимую), вы очень рады встрече... Время на установление контакта и проведение беседы 3-4 минуты. Затем ведущий дает сигнал, и участники тренинга сдвигаются к следующему участнику. Качества. Цель упражнения: способствовать выработке у участников более объективной самооценки. Каждый должен написать 10 положительных и 10 отрицательных своих качеств, затем проранжировать их. Следует обратить внимание на первые и последние качества. Комиссионный магазин. Цель упражнения: - формирование навыков самоанализа, самопонимания и самокритики; - выявление значимых личностных качеств для совместной тренинговой работы; - углубление знаний друг о друге через раскрытие качеств каждого участника. Предлагается поиграть в комиссионный магазин. Товары, которые принимает продавец - это человеческие качества. Например: доброта, глупость, открытость. Участники записывают на карточку черты своего характера, как положительные, так и отрицательные. Затем предлагается совершить торг, в котором каждый из участников может избавиться от какого-то ненужного качества, или его части, и приобрести что-либо необходимое. Например, кому-то не хватает для эффективной жизни красноречия, и он может предложить за него какую-то часть своего спокойствия и уравновешенности. По окончании задания подводятся итоги и обсуждаются впечатления. На упражнение отводится 20-25 минут На какой я ступеньке? Цель упражнения: помочь участникам выстраивать адекватную самооценку Участникам раздается бланк с нарисованной на ней лесенкой из 10 ступеней. Дается инструкция: "Нарисуйте себя на той ступеньке, на которой, как вы считаете, сейчас находитесь". После того, как все нарисовали, ведущий сообщает ключ к этой методике: - 1-4 ступенька - самооценка занижена -5-7ступенька-самооценка адекватна - 8-10 ступенька - самооценка завышена Проективный рисунок "Я такой, какой я есть". Цель упражнения: способствовать выработке у участников более объективной самооценки. Участники рисуют себя так, чтобы никто не видел. После этого рисунки собираются и смешиваются. Производится обмен впечатлениями по каждому рисунку. Три имени. Цель упражнения: - развитие саморефлексии; - формирование установки на самопознание. Каждому участнику выдается по три карточки. На карточках нужно написать три варианта своего имени (например, как вас называют родственники, сослуживцы и близкие друзья). Затем каждый член группы представляется, используя эти имена и описывая ту сторону своего характера, которая соответствует этому имени, а может быть послужила причиной возникновения этого имени. Образно-рефлексивная процедура "Дерево". 1) Тренер предлагает участникам представить себе какое-нибудь дерево, после чего начинает задавать вопросы: Какое это дерево? Где оно растет? Высокое оно или нет? Какое время года? День или ночь? Запахи, звуки, ощущения? 2) После того, как участники представили себе каждый свое дерево, тренер предлагает ощутить и прочувствовать, как каждый участник подходит к своему дереву, проводит рукой по его стволу, обнимает его и ... входит в него, становится этим деревом. Каково быть этим деревом? Что и как каждый чувствует в этой роли? Глубоко ли уходят в землю корни? Густая ли крона? Устойчиво ли дерево стоит? Умывает ли его дождь? Греет ли его солнце? Дает ли земля точку опоры? 3) После того, как участники закончили упражнение, следует обсуждение в группе результатов визуализации. Образно-рефлексивное упражнение "Подари себе имя". Цель: достижение каждым участником эмоционального ресурсного состояния. 1) Тренер предлагает участникам занять удобное положение, закрыть глаза и расслабиться. 2) Тренер говорит участникам: «Вспомните конкретное событие, когда вы чувствовали себя уверенным (успешным, удачливым, достигшим цели и т.д.). Вспомните: где и когда это событие произошло. Вспомните свои чувства в тот момент. Переживите вновь это событие». 3) По прошествии достаточного для выполнения задания времени (5-7 минут) тренер предлагает участникам группы обсудить результаты индивидуальной визуализации. 4) Каждый участник рассказывает группе об увиденном и пережитом в своем воображении конкретном событии с обязательной рефлексией источника своего позитивного чувства (уверенности, успешности, удачи и т.д.). 5) По окончании рассказа каждому участнику тренер с помощью группы придумывает новое имя. В котором бы отражалась самая суть получения эмоционального ресурсного состояния: «Я тот, который (ая) ... (делает то-то и то-то)» или «Я уверен (а) в себе, когда я ... (делаю то-то и то-то)». Обсуждение в группе (при необходимости). Процедура "Рефлексия "Здесь и теперь". Назначение: - знакомство с сутью процесса рефлексии; - обработка навыка рефлексии. Примечание: Процедура 3 - одна из тех, которые желательно использовать в начале и в конце каждой встречи. 1. Ведущий предлагает каждому участнику выразить свое представление о происходящем с ним и с группой. Делать это можно в любой форме - вербально, невербально, рисунком на листе бумаги и др. 2. Каждый из участников группы по семибальной шкале оценивает степень своей собственной усталости, активности и интереса к происходящему. 3. После того, как эта процедура проделана, ведущий дает основные понятия рефлексивной работы. Одним из способов развития рефлексии является танцевальная терапия. Танец - это живой язык, которым говорит человек, это художественное обобщение, парящее над реальной основой, для того чтобы высказаться на более высоком уровне, в образах и аллегориях сокровенных человеческих эмоций. Танец, прежде всего, требует общения прямого, потому что его носителем и посредником является сам человек, а инструментом выражения - человеческое тело, естественные движения которого создают материал для танца. Сегодня танец используется для выражения всего диапазона человеческих эмоций, мыслей и установок. Когда танец исполняется, чувства выражаются с помощью серии высокоструктурированных форм движений. Когда же танец используется в терапии, чувства спонтанно высвобождаются в свободном движении и импровизации, и стилизация, делающая танец представлением или видом искусства, не играет роли. Танец является коммуникацией посредством движения, поэтому в танцевальной терапии нет стандартных танцевальных форм и для личной выразительности могут использоваться все формы: танец примитивных племен, народный танец, вальс, рок, полька. Последний раз редактировалось Iv; 20.12.2008 в 14:33. |
20.12.2008, 14:45 | #8 |
Guest
Сообщений: n/a
|
Ларав том то и дело, что Феникс прав. Я напоминаю себе свою маму: " да,курить вредно, но я немогу бросить. Да, это вредит моему здоровью но что же делать?" Вывод очевиден - бросить курить.Но она не бросает. Парадокс.
так и я также.Я упорно не хочу взрослеть, хотя понимаю,что единственный выход и способ идти дальше. Я слишком привыкла так думать и действовать. Значит надо ломая себя действовать по другому, пробовать. Но тут еще одна ловушка - я очень люблю одевать маску страдающей героини. Ловушки везде. Мне бы перестать хвастаться - "вот какая я молодец, ломаю себя. Ах,как сложно" Разрывает мозг. Вышеописанные упражнения из чужой курсовой мне понравились. Самое первое у меня не получается. Релаксация. Вот тут и надо поработать как я вижу. Вроде сложно но жертвенность здесь включить сложно. Вспоминается пример рефлексии в вынужденая релаксациякак следствие уже. Операция мне больно. Я кричу и хочу чтобы меня пожалели. Дышать не могу. Спрашиваю что делать врача. Она говорит - расслабься. Я кричу -я не умею. Неумеешь - задохнешься..спокойно сказала она. Мысли в голове моментально: что мне важнее испытывать боль и ждать жалости или перестать испытывать боль? Я выбрала второе. Я до сихпор не знаю как, но я расслабилась. Остановив в себе истерику как элемент мешающий мне нормально функционировать в данной ситуации. |
20.12.2008, 14:51 | #9 |
Guest
Сообщений: n/a
|
|
20.12.2008, 14:58 | #10 |
Guest
Сообщений: n/a
|
Лара, а ты можешь привести примеры рефлексии? Здесь это будет уместно?
Последний раз редактировалось Iv; 20.12.2008 в 15:00. |
15.03.2009, 01:05 | #12 | |
Guest
Сообщений: n/a
|
Цитата:
А у игротехников вроде другое понимание рефлексии. Как я поняла . Что тренируя рефлексию можно прийти к осознанности. как это соединить? |
|
15.03.2009, 01:29 | #13 |
Guest
Сообщений: n/a
|
Противоречия нет: с рефлексии осознанность начинается – это первый шаг. Рефлексия –начало по пути к полной осознанности. А полноценная осознанность – непрерывная рефлексия по всем уровням сознания (Что происходит, что делаю, что чувствую, что думаю, как отношусь и т.д.)
|
15.03.2009, 01:33 | #14 |
Guest
Сообщений: n/a
|
Лара, а можно поподробнее про рефлексию на всех уровнях сознания? Это интересно, но не очень понятно.
Для меня рефлексия- чистая ментальная работа- рациональное изучение своих мотивов и действий. Вот ты давно занимаешься рефлексией у тебя на скольких уровнях сознания она? |
15.03.2009, 01:53 | #15 |
Guest
Сообщений: n/a
|
М.б. коротко на тренировке расскажем...
|