|
Полезные ссылки: 0.Ориентация по Форуму 1.Лунные дни 2.ХарДня 3.АстроСправочник 4.Гороскоп 5.Ветер и погода 6.Горы(Веб) 7.Китайские расчёты 8.Нумерология 9.Таро 10.Cовместимость 11.Дизайн Человека 12.ПсихоТип 13.Биоритмы 14.Время 15.Библиотека |
19.10.2014, 22:25 | #1 |
Senior Member
МегаБолтун
|
мифология греции
НЕЗАКОННЫЕ БРАКИ ЗЕВСА И ДЕТИ ОТ НИХ
Власть Зевса на Олимпе укреплялась еще и другим путем. Он ради продолжения потомства вступал в незаконные связи. Но, что самое интересное, дети от этих неканонических браков ничуть не уступали его другим, законным. Наоборот, Зевс утвердил себя на Олимпе именно через богинь, им любимых, ради которых он терпел унижения от ревнивой Геры и ради которых ему приходилось пускаться на хитрости. Евринома и рождение Харит ЕВРИНОМА И РОЖДЕНИЕ ХАРИТ. Первой незаконной женой Зевса (по общему счету всех его семи браков - третьей) была океанида Евринома (Гес. Теог. 907-911). Она родила Зевсу трех прелестных и милых Харит (греч. charis - милость). Они воплотили в себе доброе, радостное и вечно юное начало жизни. Имена Харит - Аглая (Сияющая), Евфросина (Благомыслящая), Фалия (Цветущая). Здесь природа повернута к человеку своей благодетельной стороной вопреки злой и разрушающей стихии архаики. 85. Муза Каллиопа. I - II вв. н. э. Рим. Музеи Ватикана Хариты, можно сказать, совершенно необходимы в мире, утверждаемом Олимпийским Зевсом и построенном на гармонии и порядке. Доброта, ласка, радость наряду с высокими подвигами, страстями и страданиями героев - привилегия классической мифологии. Это то, чего так не хватает в архаике, что ей было абсолютно чуждо и что облагородило и подняло в собственных глазах человека, способного на суровое мужество и на доброе сострадание к подобному себе. 86. Муза Мельпомена. I - II вв. н. э. Рим. Музеи Ватикана Деметра и рождение Персефоны ДЕМЕТРА И РОЖДЕНИЕ ПЕРСЕФОНЫ. Но вот оказывается, что Зевс претендует и на роль помощника в добывании средств к жизни. Вступив в незаконную связь со своей сестрой Деметрой (четвертый брак по общему счету), богиней плодоносной земли и урожая, Зевс начинает отвечать за прокормление людей, за их жизненную устойчивость, за их физическое благополучие (там же 912-914). А если принять во внимание, что его дочь от Деметры, Персефона, стала женой Аида и владычицей царства мертвых, то Зевс как бы вновь, уже в своем потомстве, возвращается к функциям древнего божества Зевса Подземного, или Хтония, а не только Зевса Небесного. Мнемосина и рождение Муз МНЕМОСИНА И РОЖДЕНИЕ МУЗ. Еще более значителен любовный союз Зевса с титанидой Мнемосиной (греч. mnemosyne - память), хотя и он не освящен законом (пятый по общему счету брак). Этот брак совершенно необходим для укрепления Зевса в мире культурных классических ценностей (там же 915-917; 56-62). 87. Рождение Аполлона и Артемиды. Фрагмент рельефа римского саркофага. Делос и Лето. Около 150 г. н. э. Рим. Вилла Боргезе Ведь без памяти и вне памяти немыслимо поступательное движение, невозможно любое развитие. Зевс объединяется с Памятью (как он раньше объединился с Мыслью) и порождает девять сестер, которые именуются Музами. Эти Музы, рожденные в Пиерии, носят имя Олимпийских. Их имена - Каллиопа, Клио, Мельпомена, Евтерпа, Эрато, Терпсихора, Талия, Полигимния, Урания - указывают на связь Муз с пением, танцами, музыкой и вообще с утонченным наслаждением духа. Урания (Небесная) и Клио (Дарующая славу) наделяют человека способностями изучать небо и землю, ход небесных светил и земных дел. 88. Рождение Аполлона и Артемиды. Фрагмент саркофага из виллы Боргезе. Ирида и Илифия Дальнейшая, уже не мифологическая, а реальная история античной культуры имела все основания считать Уранию покровительницей астрономических занятий, а Клио - исторических разысканий. Эрато стала Музой лирической поэзии, Евтерпа - музыки, сопровождающей лирическую песню, Каллиопа - эпической поэзии, Мельпомена - трагедии, Полигимния - гимнических песен, Терпсихора - танца и Талия - комедийного искусства. 89. Рождение Аполлона и Артемиды. Фрагмент саркофага из виллы Боргезе. Дети Лето перед Зевсом Эти девять Олимпийских муз, видимо, имеют истоки в трех музах архаической мифологии, где они выражали первые начатки мудрости земли. Архаических муз почитали не певцы и поэты, а великаны Алоады (Паве. IX 29, 1-2), которые некогда принесли на горе Геликон жертвы и дали им характерные имена - Мелета (Опытность), Мнема (Память), Аойда (Песнь). Получается, что некогда существовали так называемые старшие музы, дочери Урана и Геи, а те, которые от Зевса, - музы младшие. Так, доолимпийская мифология уже имела ряд предпосылок для формирования не чисто физических, а каких-то новых, высших потребностей и способностей человека, который должен был сознательно ориентироваться в жизни, закрепляя свои знания в памяти, и ощущать некую усладу души. 90. Аполлон, изливающий жертвенное вино. Роспись килика из Дельф. Около 470 г. до н. э Видимо, все-таки хтоническое прошлое Олимпийских муз давало себя знать и в классической мифологии, потому что они имели иной раз потомство явно оргиастического и стихийного типа, например корибантов и сирен наряду с такими певцами героического времени, как Орфей и Лин. Прислушаемся к тому, что повествует об Олимпийских музах Гесиод, поэт и земледелец из селения Аскра, расположенного у подножия Геликона. 91. Аполлон-кифаред, он же Мусагет. Рим. Музеи Ватикана В "Теогонии" - поэме о рождении и поколениях богов, одном из главных источников мифологии, - Гесиод рассказывает, не смущаясь невероятностью событий, о своей встрече с Музами на геликонских вершинах. Оказывается, девять олимпийских сестер имеют обыкновение водить там хороводы, обходя жертвенник Зевса и источник "фиалково-темной" воды. Они омывают свои тела в течениях Пермеса или в роднике Иппокрены (его выбил копытом из скалы крылатый конь Пегас), а затем предаются пляскам. Когда же наступает ночь, то, одевшись непроглядным туманом, Музы спускаются со священной горы и приходят вниз, ближе к людям. Они распевают чудесные песни, прославляя великих Олимпийцев - Зевса и Геру, Афину и Аполлона с Артемидой, Посейдона и Афродиту с Фемидой, Гебу, Диону и ее дочь Лето, - древних титанов Иапета и Кроноса, Зарю и Ночь, Солнце и Луну, мать-Землю и воды Океана. 92. Артемида. Роспись псиктера. 2-я половина V в. до н. э. Париж. Лувр Именно эти Олимпийские музы повстречались с Гесиодом, когда он пас у подножия Геликона овец, поведали ему о том, как они умелы на хитрые выдумки, о том, как можно превращать лживые рассказы в чистейшую правду. Собственно говоря, Музы открыли Гесиоду тайну поэтического вымысла - того, что мы сейчас называем фантазией. А вслед за этим они вручили Гесиоду вырезанный ими посох из зеленого лавра, дерева любимых Аполлоном певцов и поэтов. Вручая свой дар, Музы вдохнули в пастуха Гесиода дар божественных песен. Сам о том не подозревая, Гесиод привел замечательный пример фетишистского понимания поэтического вдохновения. Оказывается, оно, как живое существо, обитает в лавре, а значит, и в лавровом посохе, вместе с которым оно чисто физически переходит во владение Гесиода. 93. Артемида у алтаря. Роспись чаши из Коринфа. 2-я половина V в. до н. э. Лондон. Британский музей Так, Музы обучили Гесиода песням и создали поэта, а он в свою очередь прославил в "Теогонии" дочерей Зевса (1-116). Их уста изливают сладкие звуки, на которые в ответ звучат не менее сладостные песни обитателей Олимпа. Музы воспевают божественный мир во всей его целостности, от Земли и Неба до Зевса и его потомков. Как и подобает божествам классической мифологии, они не только наделяют людей даром приятного слова, но воспевают установленные Зевсом законы, добрые нравы, царящие на Олимпе, внушают разумные мысли, утоляют печаль, прекращают ссоры. 94. Артемида. Фрагмент росписи скифоса. Около 400 г. до н. э. Тюбинген. Музей Университета Таким образом, Музы закрепляют в памяти людей и в поэтическом слове все благие начинания Зевса Олимпийского, поддерживая, как и Хариты, Оры и Мойры, гармоническое устроение мира, послушное Зевсовым законам и вполне сознательно осмысленное. Лето рождает Зевсу Аполлона и Артемиду ЛЕТО РОЖДАЕТ ЗЕВСУ АПОЛЛОНА И АРТЕМИДУ. Эти общекультурные функции Зевса еще более укрепляются на Олимпе с рождением Аполлона (Гес. Теог. 918-920). Бедная Лето, гонимая Герой, запре-тившей твердой земле дать приют будущей матери, с трудом нашла место, когда пришло время рожать. Она странствует по городам, горам и островам Греции - была в Афинах, Милете, на Эвбее, в Самофракии, в горах Пелиона, Иды, на островах Имброс, Лемнос, Лесбос, Книд, Наксос, Парос, Скирос, Эгина. И наконец каменистый Делос (он именовался тогда Ортигией и был плавучим, то есть не являлся твердой сушей) дает ей приют в ответ на мольбу Лето и ее клятву, что остров станет священным пристанищем Аполлона и будет почитаться в веках прославленным великолепным храмом. 95. Афродита на морской раковине. I в. н. э. Роспись в перистиле Дома Венеры в Помпеях Лето мучается девять дней. Ей помогают при родах мать Зевса - Рея, его бывшая супруга - Фемида, мать Афродиты - Диона, супруга Посейдона - Амфитрита. Только злобная Гера задерживает Илифию, свою дочь, богиню родов. Однако богини находят выход. Они подкупают Илифию богатыми дарами. Тогда Лето, обхватив пальму руками, рождает Аполлона прямо в мягкий луговой ковер (по Аполлодору I 4, 1, Лето сначала родила Артемиду, а с ее помощью - Аполлона). И тотчас же улыбается земля, а богини, омыв младенца, повивают его тонкой белой тканью, завязывают ее золотым ремнем. Фемида впускает в губы ребенка нектар и амбросию. Распускается золотой ремень, спадают пеленки, и вот уже Аполлон требует лук, лиру и заявляет о своих будущих прорицаниях. Получив желаемое, "далекоразящий" Феб зашагал по земле, "богини остолбенели", а "Делос весь засиял, словно золотом", будто бы весь зацвел лесными цветами. И мать Лето веселилась сердцем, радуясь, что родила столь мощного сына (Гом. гимн. I 25-139; Каллим. IV 55-274). 96. Рождение Афродиты - трон Людовизи. 475-450 гг. до н. э. Рим. Национальный музей (музей Терм) Итак, Лето, как незаконная супруга Зевса, испытала на себе гнев Геры, но зато она же оказалась счастливой матерью близнецов Аполлона и Артемиды. И если образ Артемиды, девы-охотницы, коренится в давних пластах мифологии как образ повелительницы лесов и зверей, то Аполлон являет собою пример божества, у которого его классическая сущность всячески пыталась подавить свое собственное архаическое прошлое. Мощная фигура светлого солнечного бога, стреловержца, карающего чудовищ, Мусагета (Водителя Муз), вдохновенного певца, мудрого прорицателя и врачевателя, покровителя пастухов, строителя городов и основателя законодательств, никак не могла окончательно вытеснить оборотня-волка, истребителя пастушьих стад, фитоморфного демона, мрачного убийцу людей, насылателя смертельных болезней, разрушителя городов. 97. Рождение Афродиты. Фрагмент росписи скифоса Мастера Пентесилеи. Около 460 г. до н. э. Бостон. Музей изящных искусств Однако чем больше укрепляется на Олимпе Зевс, тем большую силу набирает Аполлон, постепенно становясь каким-то универсальным классическим богом, тождественным с миром света, наконец, самим светом, сияющим, и даже - Водителем Мойр (Мойрагетом), скрепляющим всю мировую гармонию. В конце концов этот универсализм Аполлона доходит до такой степени, что поздние мифографы на склоне античности отождествят его с Зевсом. Но если не вдаваться в крайности поздней мифографии, настроенной философско-символически, то Аполлон классического периода действительно является наряду с Афиной одним из главных столпов Олимпа и вообще героического принципа бытия. Правда, в отличие от Афины, неизменно верной своему отцу, в Аполлоне заметны тенденции к соперничеству с Зевсом и самоутверждению вопреки отцовской воле. Афродита - дочь Дионы АФРОДИТА - ДОЧЬ ДИОНЫ. По традиционной классической версии Гомера (Ил. V 370), Афродита - дочь Зевса и богини Дионы, мирно уживающейся с Герой на Олимпе. По древней версии, она родилась из крови оскопленного Кроносом Урана, попавшей в море. Однако классическая мифология, чуждая грубого хтонизма, преображает эту мрачную картину и живописует рождение богини любви и красоты исполненным великолепия и пышности, вне которых не мыслятся олимпийские боги. 98. Эрот. Роспись арибалла Дуриса. 490-480 гг. до н. э. Афины. Национальный археологический музей Гонимая дуновением Зефира по волнам, к острову Кипру в воздушной пене приплыла Афродита. Дочери Зевса, Оры, радостно встречают богиню, облекая ее нетленной одеждой, увенчивают голову золотым венцом, в уши вдевают золотые серьги, шею обвивают золотым ожерельем. В сопровождении прелестных Ор - Евномии, Дики, Эйрены - пришелица в мир, названная Кипридой, шествует к богам-олимпийцам. Те в знак приветствия пожимают ей правую руку и, дивясь фиалковенчанной Афродите, зажигаются страстью ввести ее супругой в собственный дом (Гом. гимн. VI). Красоте и власти Афродиты подвластны боги (все, кроме Афины, Артемиды, Гестии), герои и даже дикие звери - серые волки, медведи, огненноокие львы, барсы, - при виде богини кротко виляющие хвостами (там же IV 2-72). 99. Ирида и младенец Гермес. Фрагмент росписи гидрии Мастера Клеофрада. Около 470 г. до н. э. Мюнхен. Государственные античные собрания Так таинственное существо, зародившееся в кровавой пене оскопленного Урана, попавшей в море (а от капель этой же крови в земле родились Эринии и гиганты), превращается в златовенчанную, улыбчивую, нежную Афродиту с изогнутыми ресницами, знаменуя этим как бы второе рождение Зевсова Олимпа и утверждение на нем красоты. Гермес - сын Майи
__________________
Твори Любовь ЗДЕСЬ и СЕЙЧАС! ЗАВТРА может быть ПОЗДНО! |
19.10.2014, 22:25 | #2 |
Senior Member
МегаБолтун
|
ГЕРМЕС - СЫН МАЙИ. С удивительными событиями на Олимпе связано также рождение Гермеса (там же III). Если это древнее, догреческое, возможно, молоазиатское по происхождению божество некогда было фетишем, грудой камней, каменным столбом (герма), которыми отмечались места погребения, границы владения, ворота дома, охранительные знаки на дорогах, то олимпийская мифология знает другого Гермеса. Это сын Зевса и Майи, одной из дочерей Атланта, внучки титана Иапета. Он родился в Аркадии. Матерью его была обитавшая в тенистой пещере горная нимфа - ореада, которую Зевс посещал по ночам, когда мирно спала "белолокотная" Гера.
100. Стадо коров Аполлона, украденных Гермесом. Фрагмент росписи гидрии. Около 525 г. до н. э. Париж. Лувр Гермес-младенец возрос столь же быстро, как и другие божественные дети Зевса. Он родился рано поутру, в полдень уже играл на кифаре, а вечером выкрал у Аполлона коров. 101. Гермес. III - II вв. до н. э. Вена. Художественно-исторический музей Кифару он умудрился смастерить из панциря найденной им черепахи. Он попросту выпотрошил ножом черепаху, затем нарезал тростниковые стебли, укрепил их на панцире, обтянул воловьей шкурой, сделал перекладину, приладил из овечьих кишок семь струн и тотчас же попробовал плектром струны, подпевая своей игре. 102 а. Пан. Статуэтка из Аркадии. Около 450 г. до н. э. Берлин. Государственные музеи Первое, что сделал Гермес, - это воспел собственное рождение, прославив Зевса и Майю, а также дом своей матери и счастливую жизнь в нем. Вечером ему страшно захотелось мяса, и он украл стадо Аполлоновых коров, уведя их хитростью (он вел их задом, а сам шел босиком, тоже пятясь задом, выбросив сандалии в море). 102 б. Пан. Статуэтка из Аркадии. Около 450 г. до н. э. Берлин. Государственные музеи Обильно вкусив жареного мяса от зарезанных двух коров, он, вернувшись домой, пробравшись сквозь замочную скважину, улегся в колыбель, прижимая к себе лиру и беседуя с матерью о своих будущих ловких проделках, мечтая взломать стену дельфийского храма и наворовать там золота. 103. Пан и пастушка. Фрагмент росписи кратера Мастера Пана. Около 470 г. до н. э. Бостон. Музей изящных искусств Однако Гермесу приходится расстаться с лирой, которую он дарит Аполлону в обмен на стадо, тем более что гневный бог грозит забросить юркого Гермеса в туманный Тартар, откуда его не выведут ни отец, ни мать. Примиренные Зевсом на Олимпе, сводные братья возлюбили друг друга. Гермес вручил Аполлону в придачу сделанную им свирель, но зато получил в дар от Аполлона золотой жезл и искусство гадания (Аполлод. III 10, 2), скрепив дары клятвой водами Стикса. 104. Пан. Золотая монета из Пантикапея. 350-320 гг. до н. э. Берлин. Государственные музеи Так от древнего фетишистского демона и примитивного обманщика Гермес только за одни сутки после своего появления на свет достигает положения помощника на путях живых и мертвых (благодаря золотому жезлу), а значит, покровителя героев (лира вручается Аполлону для строителей Фив, Персею он вручает меч для убийства Медузы, Одиссею - волшебную траву, спасающую от колдовства и т. д.) и, следовательно, посредника между богами и людьми, что было крайне необходимо для классического Олимпа. 105. Смерть Семелы. Рельеф римского саркофага. 170-180 гг. н.э. Балтимор. Художественная галерея Уолтере Пан - внук или сын Зевса ПАН - ВНУК ИЛИ СЫН ЗЕВСА. Веселое смятение на Олимпе было вызвано рождением внука Зевса, сына Гермеса и древесной нимфы, дочери Дриопа (Дубовидного), Пана (Гом. гимн. XIX). Это божество с рудиментами хтонизма и миксантропизма (шерсть, козьи рожки, копытца) в классической мифологии не только пугает своими проделками встречных, но благосклонно к людям, охраняя стада и увеличивая приплод. 106. Зевс с младенцем Дионисом (возможно, Дионис и Энопион). Фрагмент кратера. Около 465 г. до н. э. Феррара. Археологический музей Страшного, бородатого младенца, заросшего шерстью, в ужасе отбросила мать, но Гермес, взяв его на руки и закутав шкурой горного зайца, принес на Олимп. Боги весело смеялись, глядя на такое милое чудище, назвали его, "всех" порадовавшего, Паном (греч. pan - все) и приняли в свою семью. Положение Пана в Олимпийском кругу богов оказалось настолько прочным, что по некоторым версиям он является даже сыном Зевса и аркадской нимфы Каллисто или Зевса и богини Гибрис - Дерзости, наставником Аполлона в прорицаниях (Аполлод. I 4, 1). 107. Рождение Диониса из бедра Зевса. Роспись кратера Мастера Рождения Диониса. Около 410 г. до н. э. Таранто. Национальный музей Рождение Диониса, сына Зевса и смертной женщины Семелы РОЖДЕНИЕ ДИОНИСА, СЫНА ЗЕВСА И СМЕРТНОЙ ЖЕНЩИНЫ СЕМЕЛЫ. Другое божество, Дионис - воплощение плодоносных сил земли - тоже хтонического происхождения, мощное иррациональной стихийностью и оргиазмом, оказывается в классической мифологии сыном Зевса, являющимся в разных ипостасях. 108. Рождение Диониса из бедра Зевса. Фрагмент рельефа римского саркофага. 170-180 гг. н.э. Балтимор. Художественная галерея Уолтере То это древнейший Дионис Загрей (Великий охотник), связанный с критской мифологией, сын Зевса-Змея и Персефоны, то это не менее древний Дионис Иакх, сын Зевса и Деметры, связанный с элевсинской мифологией земли. Но на олимпийской ступени Дионис - сын Зевса и смертной женщины Семелы, дочери фиванского царя Кадма. 109. Нимфа с младенцем Дионисом. Фигурный лекиф. Около 380 г. до н. э. Берлин. Государственные музеи Рождение его тоже необычно, как и всех детей Крониона, не имеющих отношения к Гере. Однако коварство Геры сказалось и здесь: она сделала Зевса невольным убийцей Семелы. Гера, приняв вид старой няньки, внушила Семеле мысль потребовать от Зевса его появления перед возлюбленной во всей своей божественной мощи. Связанный клятвой, Зевс явился перед ожидавшей рождения ребенка Семелой в громах и молниях. 110. Силен с младенцем Дионисом. Фрагмент римской копии статуи Лисиппа. Около 320-310 гг. до н. э. Рим. Музеи Ватикана Когда же громы и молнии испепелили Семелу и сожгли ее терем, Дионис, рожденный до срока (ему было всего шесть месяцев), был выхвачен Зевсом из пламени (Аполлон тоже выхватил из пламени костра своего сына Асклепия), зашит им в бедро, доношен до необходимого срока и рожден уже самим отцом вторично (Гес. Теог. 940-942; Еврип. Вакх. 1-9, 88-98, 266-297), подобно тому, как была рождена Афина. 111. Дионис с сатирами и менады. Фрагмент росписи кратера стиля Полигнота. Около 440 г. до н. э. Компьень. Музей Зевс отдал сына через посредничество Гермеса на воспитание нимфам в дальние горы Нисы, и малыш рос в душистой пещере, увенчанный хмелем и лавром (Гом. гимн. XXVI). 112. Дионис и силен. Аттический кратер. V - IV вв. до н. э. Берлин. Государственные музеи Однако Диониса, избежавшего гибели чудесным путем, преследовал гнев Геры, которая навела на него безумие, заставив его странствовать по Востоку вплоть до Индии. Это буйный бог, наводящий, в свою очередь, безумие на врагов, противников его культа (на своего родича фиванского царя Пенфея, на фракийского царя Ликурга), мчащийся в экстазе, окруженный вакханками и вакхантами, оборотень, вечно меняющий свой лик, изменчивый, как сама природа. То плющ и виноградная лоза, то бык и козел, лев и пантера, он сокрушает оковы и стены, освобождает человека от привычной и скучно-размеренной жизни (недаром он Лиэй - Освободитель). 113. Дионис с девой и Эрот. Роспись килика Мастера Мелеагра. Начало IV в. до н. э. Лондон. Британский музей Вобрав в себя оргиазм природы, Дионис дает возможность человеку, ограниченному установлениями, традициями, законами, выразить кроющийся в каждом избыток сил, приобщиться к беспредельной божественной стихии, почувствовать неизмеримость свободы от любых уз, ощутить собственную мощь. Но Дионис, как олимпийское божество, не препятствует возвращению своих адептов к мирной и деятельной жизни, демонстрируя единство разрушения и созидания, гармонии, безграничности и предела, свободное приобщение человека к тому и к другому. Дионис, который в своей древнейшей ипостаси был растерзан титанами и возрожден Афиной, этот полубог классических мифов, в конце концов достигает высот Олимпа и бессмертия в награду за все свои страдания и даже претендует войти в число двенадцати великих Олимпийских богов. 114. Дионис и сатиры. Фрагмент росписи кратера Мастера Клеофрада. Около 495 г. до н. э. Гарвард. Музей Гарвардского университета Рожденный вне Олимпа, Дионис особенно характерен именно для олимпийской мифологии, поскольку в его образе, уходящем в глубины хтонизма, наличествуют замечательные тенденции всемерно растущего героизма, которому благодаря неимоверным испытаниям, страданиям и подвигам станет открыто соперничество с богами, пусть не всегда удачное, пусть даже караемое бессмертными, но все-таки дерзко утверждаемое смертными людьми. 115. Силен. Фрагмент аттической амфоры. 2-я половина VI в. до н. э. Вена. Художественно-исторический музей В дальнейшем мы станем свидетелями того, как дети Зевса, столь удивительным образом пришедшие на свет, станут помощниками и заступниками героев, тоже родившихся необычным путем от брака богов и смертных и мечтающих о чуде бессмертного бытия. 116. Силен и менада. Фрагмент росписи кратера. V - IV вв. до н. э. Мюнхен. Государственные античные собрания Итак, появление на свет детей Зевса - это не бессмысленное преизбыточное плодородие старого хтонизма с его чудовищами, дышащими убийством. 117. Монумент в честь Диониса. Около 300 г. до н. э. Остров Делос Наследники Зевса рождены для великих целей, они приходят в жизнь, исполняя возвышенные замыслы отца, утверждая новые разумные отношения, борясь со всякой иррациональностью и очищая землю от разрушительных сил, некогда порожденных Геей и ее потомками. 118. Сатир. Интальо, агатовый перстень Мастера Лондонского сатира. II в. до н. э. Лондон. Британский музей http://mifolog.ru/books/item/f00/s00/z0000039/st026.shtml
__________________
Твори Любовь ЗДЕСЬ и СЕЙЧАС! ЗАВТРА может быть ПОЗДНО! |
06.07.2017, 16:50 | #3 |
Senior Member
МегаБолтун
|
Мифы о ПРОМЕТЕЕ
Титан Прометей: миф о сотворении человека. — Дележ Прометея. — Огонь Прометея. — Миф о Пандоре — первой женщине. — Ящик Пандоры. — Прикованный Прометей: наказание и освобождение Титана Прометея. Титан Прометей: миф о сотворении человека Титан Иапет олицетворяет собой в мифологии прародителя всего человеческого рода. Быть может, в Титане Иапете греческих мифов следует признать библейского Иафета, сына Ноя, прародителя целой человеческой расы. Титан Иапет не имеет никакой определенной миссии или роли в античной мифологии. Древние греки почитали Иапета как древнейшего представителя Титанов. Иапет — современник бога Кроноса (Сатурна). От Азии, дочери Океана, у Титана Иапета несколько детей, в том числе Прометей, Эпиметей, Атлант и другие. Титан Прометей олицетворяет собой мыслящую силу человеческого разума, хитрость и ум. Само имя Прометея в переводе с древнегреческого языка значит «наперед знающий», «провидящий». Хотя Титан Иапет в мифах древней Греции считается предком человечества, тем не менее, по античным легендам, люди обязаны именно Титану Прометею своим внешним видом, отличающим их от животных. «Прометей, — говорит римский поэт Овидий, — размочив землю водой, вылепил из нее человека по образу богов, и — тогда как у всех зверей голова вечно клонится к земле — человек может свободно поднимать свою голову к небесному своду и смотреть на звезды». Искусство античности изображало очень часто миф о сотворении человека Титаном Прометеем, чаще всего встречается он на резных камнях и барельефах. На одной камее Титан Прометей изображен в виде скульптора, собирающего человеческий скелет. На другой античной камее Титан Прометей собирает в одно целое человеческие члены, которые он изваял каждый отдельно. На всех античных изображениях Титан Прометей является ремесленником, формирующим только материальную оболочку человека, а не богом, одухотворяющим его. Эта роль, по античной мифологии, принадлежит Афине (Минерве), богине мудрости. На многих памятниках античного искусства ясно выражены роли, выпавшие на долю каждого из этих мифологических персонажей в сотворении человечества. Прекрасно сохранившийся барельеф изображает Титана Прометея, сидящего на скале, под сенью дерева. Перед Прометеем стоит на столе маленький человек, скорее дитя, которого Прометей только что вылепил, но еще не совсем закончил. Трое детей, совершенно готовых, стоят подле богини Афины (Минервы). Афина сажает на голову одного из них бабочку, символ души у древних греков и римлян. Таким образом, Титан Прометей является творцом не одного человека, а ремесленником, изготовляющим людей в большом количестве. Дележ Прометея Миф о Титане Прометее — это миф о всегдашнем защитнике человечества. Отличительные черты характера Прометея — гордое самомнение и непризнание власти богов. После победы над Титанами (титаномахия) между богами и человеческим родом возник спор о том, что именно должны приносить люди в жертву богам, и Титан Прометей явился охранителем интересов человечества. Желая испытать всеведение Зевса (Юпитера), представителя в этом споре всех богов, Прометей взял быка, разрубил его на куски и поделил их на две части. Все лучшие куски Прометей завернул в шкуру быка и положил сверху желудок, считавшийся самым плохим куском. Собрав затем все кости, Прометей их очень искусно уложил, покрыв блестящим жиром. Зевс (Юпитер), не подозревавший хитрости Прометея, выбрал вторую часть как самую большую. Разгневанный таким обманом, властелин богов Зевс отнял у человечества огонь, без которого не могут существовать ни производства, ни промышленность. Огонь Прометея Титан Прометей решился вновь перехитрить Зевса (Юпитера). Прометей отправился на Олимп и украл искру небесного огня, спрятав ее в пустом тростнике, который Прометей принес на землю и отдал людям. В одном из музеев находится античная лампа с изображением Титана Прометея, убегающего с Олимпа. Прометей держит в руках небольшой сосуд с огнем. Тогда, возмущенный этой дерзостью, Зевс (Юпитер) решил наказать Титана Прометея и весь род людской. По словам древнегреческого поэта Гесиода, Зевс говорит Прометею: «Сын Иапета, ты торжествуешь, что тебе удалось обмануть мою бдительность и похитить у меня огонь, но это похищение станет роковым для тебя и для всего существующего и будущего человечества. Чтобы отомстить за такую дерзкую кражу, я им пошлю роковой дар, которому они обрадуются до глубины души, но который обратится против них и сделается их же бичом». Миф о Пандоре — первой женщине У Титана Прометея был брат Эпиметей. Как и у Прометея, имя Эпиметея — говорящее: в переводе с древнегреческого языка оно значит «назад знающий», то есть «задним умом крепкий». Таким образом, Титан Эпиметей — противоположность своему брату Прометею по умственным способностям. Опасаясь какой-либо мести Зевса (Юпитера), Прометей посоветовал брату Эпиметею ничего не принимать от властелина Олимпа. Но Зевс желал исполнить свою угрозу и послать именно через посредство Эпиметея человечеству ужасный бич, который был бы для него источником мучения и вместе с тем предметом страстных желаний благодаря соблазнительной и привлекательной внешности. Вот, по словам Гесиода, почему и была сотворена женщина. «Повинуясь Зевсу, хромой Гефест вылепил из земли образ девственницы; Афина поспешила ее нарядить в белую тунику и придать ей прелесть и обаятельность. Афина прикрепила ей на голову роскошное покрывало, украсила волосы живыми цветами и драгоценной короной работы искусного Гефеста, который, взяв сотворенную им красавицу, повел показать ее богам и людям. Боги и люди пришли в восторг при виде этого чуда красоты, сотворенного на погибель человечеству, и дева эта стала прародительницей всех женщин, этих страшных и опасных врагов мужчин» (Гесиод). Первую женщину звали Пандора, что в переводе с древнегреческого языка значит «всем одаренная». Примечательно, что первая женщина является, согласно мифам древней Греции, творением богов, тогда как первый мужчина был сотворен Титаном. Сохранилось на одной античной вазе живописное изображение первой женщины — Пандоры. Пандора стоит между богиней Минервой и богом Вулканом, которые украшают ее. Английский скульптор Флаксман несколько иначе трактует этот сюжет: Пандора сидит, перед ней стоит богиня Минерва, а позади бог Меркурий, который прикоснулся своим кадуцеем к голове Пандоры для того, как говорит Гесиод, «чтобы внушить ей лживые речи и искусство лгать». Зевс приказал быстроногому посланнику богов, Гермесу (Меркурию), отвести Пандору и подарить ее Эпиметею. Забыв советы брата Прометея, Эпиметей с восторгом принял такой пленительный дар, «благодаря которому, — говорит Гесиод, — появилась слабая и изнеженная раса женщин, живущая с тех пор на несчастье всего человечества среди смертных. Страшась нищеты и не умея сохранять и копить, они живут только для того, чтобы тратить, и любят только роскошь». Вместе с появлением женщины прекратился золотой век человечества. Первая женщина лишила человечество бессмертия. Род человеческий с тех пор продолжается и размножается, но каждый отдельно рождается и должен умереть, чтобы уступить место другому. Титан Прометей, дав людям огонь, научил их ремеслам и промышленности, которая не могла существовать до открытия огня. Даровав же людям женщину, Зевс (Юпитер) превратил ремесленников в художников, потому что женщина, кроме предметов первой необходимости, вечно требует предметов роскоши и драгоценных украшений (Гесиод). Ящик Пандоры Первая женщина Пандора получила от Зевса (Юпитера) ящик, в котором были заключены людские бедствия (ящик Пандоры). Пандора не знала о содержимом ящика. Сойдя на землю, Пандора со свойственным женщинам любопытством открыла ящик. Тотчас же из ящика Пандоры вылетели болезнь, голод, злоба, ненависть и много других бед. Испуганная их видом, Пандора поспешила закрыть ящик, но было уже поздно. На дне ящика Пандоры осталась одна только обманчивая надежда, и люди таким образом были лишены даже и этого слабого утешения. Прикованный Прометей: наказание и освобождение Титана Прометея Не довольствуясь тем, что покарал человечество, Зевс (Юпитер) придумал страшное наказание для Прометея: он приказал приковать Прометея на вершине горы, к скале (на Кавказе), и орел Зевса каждый день прилетал к Титану Прометею клевать его печень и рвать когтями его тело. Титан Прометей является в этом греческом мифе как бы олицетворением человеческой совести, протестующей против насилия и неумолимой силы, которая подавляет даже справедливость. Наконец, Геракл, этот борец за правду и справедливость, защитник всех угнетенных, освободил и Прометея. Геракл убил орла и снял с Титана оковы. Но так как Зевс поклялся, что наказание Прометея будет длиться целые века, а боги не могут нарушать клятв, то прибегли к следующей хитрости: из одного звена цепи, которой был прикован Прометей, сделали кольцо и вставили в него кусочек скалы; нося это кольцо, Титан Прометей как бы оставался прикованным к той же скале. Весь миф о Прометее был прекрасно изложен древнегреческим драматургом Эсхилом в трех трагедиях, но до нас дошла только одна из них — «Прометей прикованный». Сохранилось также несколько античных барельефов, изображающих весьма разнообразно миф о Прометее; из них самый интересный — барельеф на саркофаге, хранящийся в Капитолийском музее.
__________________
Твори Любовь ЗДЕСЬ и СЕЙЧАС! ЗАВТРА может быть ПОЗДНО! |
01.12.2022, 16:55 | #4 |
Senior Member
МегаБолтун
|
__________________
Твори Любовь ЗДЕСЬ и СЕЙЧАС! ЗАВТРА может быть ПОЗДНО! Последний раз редактировалось Феникс Джонатанович ДонХуанЦзы; 01.12.2022 в 18:10. |
Закладки |
|
|
Похожие темы | ||||
Тема | Автор | Раздел | Ответов | Последнее сообщение |
Мифология китая | Феникс Джонатанович ДонХуанЦзы | 6. Мифология | 4 | 02.03.2011 14:00 |