|
Полезные ссылки: 0.Ориентация по Форуму 1.Лунные дни 2.ХарДня 3.АстроСправочник 4.Гороскоп 5.Ветер и погода 6.Горы(Веб) 7.Китайские расчёты 8.Нумерология 9.Таро 10.Cовместимость 11.Дизайн Человека 12.ПсихоТип 13.Биоритмы 14.Время 15.Библиотека |
02.02.2015, 18:30 | #1 |
Senior Member
МегаБолтун
|
теория систем неокод
Системы и теория систем
Содержание
Системное мышление «Когда человек разъял мир на части, он перестал понимать действие законов не только божеских, но и человеческих». (с) Лао Цзы «Серьезные проблемы, с которыми мы сталкиваемся, не могут быть решены на том же уровне мышления, на котором они возникли». (с) Альберт Эйнштейн Системный подход к пониманию объекта можно рассматривать как синтез интуитивного и аналитического методов. Он отрицает попытку сведения свойств целого к свойствам его частей, но заимствует у аналитического подхода интерес к внутренней структуре объекта. На первое место выдвигается совокупность системных свойств целого, которые, как правило, не присущи составным элементам системы, взятым по отдельности. Такой подход концентрирует внимание на тех взаимодействиях, которые становятся причиной возникновения системных свойств. В определенном смысле мы возвращаемся к целостному представлению об объекте, характерному для интуитивного подхода. (с) Д.Оконнор, И.Макдермотт, «Искусство системного мышления». Людвиг фон Берталанфи, один из основателей общей теории систем, так определяет основной принцип системного подхода (по его собственным словам, «тривиальный в принципе, но связанный с бесчислеными проблемами при практическом применении»): «Свойства и способы функционирования более высоких уровней не могут быть объяснены суммированием свойств и способов функционирования их компонентов, взятых в изоляции друг от друга. Однако если нам известен ансамбль компонентов и существующие связи между ними, мы можем вывести более высокие уровни из компонентов.» Еще цитаты о системном мышлении (англ.) Принципы системного мышления по Питеру Сенге Системное мышление (systems thinking) представляет собой применение общих принципов системного подхода, прежде всего, в сфере бизнеса и организаций, хотя и не ограничиваясь ею. Системное мышление включает в себя набор принципов и инструментов разного уровня, как правило, качественного характера, используемых для выявления систем, их исследования и работы с ними. Некоторые особенности систем 1. В системах часто обнаруживаются контуры положительных и отрицательных обратных связей, а также более сложные (но повторяющиеся) паттерны, собранные из этих связей (системные архетипы). Отрицательные обратные связи стабилизируют систему, поддерживая ее существование, но одновременно могут препятствовать изменениям. 2. В силу наличия обратных связей для систем часто характерна круговая причинность или обусловленность (A → B → C → A → В →… и т.д.), в отличие от линейной причинности, где можно четко разграничить причину и следствие (A → B → C). В случае круговой причинности такое разграничение (Бейтсон называл его «пунктуацией») носит условный характер. Люди, не осознающие его условности, часто ведут горячие и бесплодные споры о пунктуации («кто первый начал, а кто всего лишь адекватно ответил»). 3. При использовании методов СМ часто оказывается, что интересующий нас объект или процесс встроен в более широкую систему, и его поведение в значительной степени определяется именно этим, а не только его внутренним устройством. Поэтому целесообразно идти не только «внутрь», но и «наружу» - смотреть не только на внутренее устройство того, что нас интересует, но и на те внешние объекты или процессы, которые могут образовывать вместе с ним более широкую систему. Отсюда - важность «широкого кругозора» или правильного определения границ при работе с системами. 4. Системы часто имеют несколько уровней организации (строго говоря, их, как минимум, два - уровень целого и уровень частей, но часто бывает больше). С этим, а также с возможными задержками в обратных связях, связано наличие у системы нескольких масштабов времени (Сенге: «Поведение сначала улучшается, но только потом делается хуже») и важность «long view», взгляда на систему в долговременной перспективе. 5. Поведение систем часто оказывается контринтуитивным - наша повседневная интуиция плохо работает с круговой причинностью и некоторыми другими особенностями систем (например, с экспоненциальным ростом, характерным для систем с положительной обратной связью). Именно с этим связана необходимость системного мышления как особой дисциплины. Зачем нужно системное мышление
Методы системного мышления
Литература
Ссылки по теме
Эмерджентность – свойство сложных систем. Ссылки Эволюция Эволюция — процесс развития чего-либо (организма, организации, идей, области знаний, вселенной и т.д.), в результате которого приобретаются новые качества, свойства. Согласно Дэниэлу Деннетту, существуют три необходимых и достаточных условия для эволюции:
Туда же
__________________
Твори Любовь ЗДЕСЬ и СЕЙЧАС! ЗАВТРА может быть ПОЗДНО! |
02.02.2015, 18:33 | #2 |
Senior Member
МегаБолтун
|
Принципы системного мышления согласно П.Сенге
Питер Сенге посвящает значительную часть книги «Пятая дисциплина» системному мышлению (именно оно, по его мнению, является «пятой», центральной дисциплиной, призванной интегрировать все прочие навыки и умения обучающейся организации). Сенге не приводит короткого определения СМ, однако высказывает ряд положений о нем, в особенности применительно к организациям. 1. Структура влияет на поведение. Мы просто не осознаем насколько часто кризисы порождает сама система, а не внешние силы и не ошибки отдельных людей. 2. Структуры, образуемые людьми, трудноуловимы. …структура означает совокупность фудаментальных взаимосвязей, которые определяют поведение. В системах, образуемых людьми, структура включает то, как люди принимают решения, переводящие восприятия, цели, правила и нормы в действия. 3. «Рычаг» (leverage) может возникнуть из нового способа мышления. В системах, образуемых людьми, люди обычно располагают рычагом, который они не используют только потому, что целиком поглощены собственными решенияи и не думают о том, как их решения скажутся на других. 4. В системе существует несколько уровней объяснения. «С системной точки зрения, во всякой сложной системе существует несколько уровней объяснения: Верхний уровень: Структура системы (плодотворные объяснения) ⇒ Cредний уровень: Закономерности поведения (гибкие объяснения)⇒ Нижний уровень: Ссылка на давление событий (механические реакции) Гибкие объяснения, ссылающиеся на закономерности поведения исходят из понимания долговременных событий и того, к чему они приводят. […] Третий уровень объяснений, «структурное» объяснение, встречается реже всего, но является самым многообещающим. Оно отвечает на вопрос: почему именно таковы основы поведения?» Также П.Сенге формулирует ряд качественных «законов пятой дисциплины» (впрочем, большинство из них весьма образны, и без дополнительных пояснений не всегда ясно, о чем идет речь):
Теория ограничений Теория ограничений (Theory of Constraints, ТОС) – разработанная Элияху Голдраттом (Eliyahu Goldratt) универсальная философия управления сложными системами, широко известная и успешно применяемая многими компаниями. Здравый смысл и безупречная логика Теории ограничений перевернули традиционные представления менеджеров об управлении. Благодаря своим внушительным результатам в различных отраслях и сферах деятельности, Теория ограничений все шире воспринимается как самая действенная концепция управления компаниями и целыми цепями поставок. Теория ограничений рассматривает организацию как целостную систему. В любой системе есть элементы, определяющие ее конечные возможности. Эти элементы называются ограничениями. Системный подход Теории ограничений позволяет их выявить и через управление ими добиться быстрых и устойчивых результатов. Теория ограничений в действии:* Повышение своевременности выполнения заказов на 43% Сокращение производственного цикла на 70% Увеличение объемов продаж на 63% Снижение объема запасов на 49% Совокупное улучшение финансовых результатов на 73% Другие источники и авторы о Теории ограничений: «Теория ограничений – это уникальная философия управления, основанная на здравом смысле и научном подходе к управлению. Она позволяет упростить восприятие сложных социальных систем и сохранить при этом управляемость всеми их основными аспектами». E. Schragenheim, Management Dilemmas: The Theory of Constraints Approach to Problem Identification and Solutions. The St. Lucie Press/APICS Series on Constraint Management, 1999. «Разработанная Э. Голдраттом философия управления, в которой можно выделить три отдельные, но взаимосвязанные области: логистика, система показателей и логическое мышление». APICS Dictionary, James F. Cox III and John H. Blackstone Jr., Editors, 9th edition, Falls Church,VA, 1998. «Теория ограничений – это многогранная философия управления… систематическое переосмысление многих фундаментальных убеждений современного управления, венчающее собой новый подход к решению насущных проблем».* «Теория ограничений – это не просто набор методик и инструментов, хотя и это тоже. Она, скорее, являет собой фундаментальный сдвиг в мышлении, заставляющий нас иначе взглянуть на наши проблемы и решения, цели и задачи, правила, процедуры и систему измерений».* «Теория ограничений также известна под другими названиями, такими как управление ограничениями (Constraint Management, CM), производство на основе синхронного потока (Synchronous Flow Manufacturing, SFM), синхронное производство (Synchronous Production, SP) и просто OPT. Иногда эти названия используются как синонимы Теории ограничений, но чаще (и точнее) обозначают более ранние стадии ее развития, в отличие от более поздних, характеризующихся уже Мыслительными процессами».* http://www.toc-center.ru/teoria.html Содержание
__________________
Твори Любовь ЗДЕСЬ и СЕЙЧАС! ЗАВТРА может быть ПОЗДНО! |
02.02.2015, 18:33 | #3 |
Senior Member
МегаБолтун
|
Моделирование
Модель — это упрощенное описание сложной системы, в некоторых существенных частях являющееся изоморфным (т.е. подобным) оригинальной системе и отражающее существенные свойства системы. Такое подобие и способность воспроизводить эффекты оригинала позволяет использовать модель в качестве заместителя изучаемой системы. Происходит слово «модель» от латинского modulus, означающий «уменьшенный» вариант изначального способа. Этот термин является однокоренным с латинским словом modus, которое означает «образ действий либо существования; метод, форма, манера, привычка, способ или стиль». Таким образом, «модель» объекта обычно представляет собой миниатюрную версию или репрезентацию этого объекта. Действующая модель (например, машины) обозначает нечто, способное выполнять ту же работу, что и сама машина, но в меньшем объеме. Понятие «модель» со временем стало обозначать также описание или аналогию, используемую для того, чтобы облегчить визуализацию чего-либо (например, атома), недоступного непосредственному наблюдению, оно также может использоваться также для обозначения формального описания некого явления или положения вещей. Моделирование — процесс и результат создания модели. НЛП-Моделирование Моделирование лежит в основе НЛП и является основной, стержневой активностью в рамках НЛП. Фактически, НЛП началось с того, что Ричард Бэндлер и Джон Гриндер моделировали мыслительные и поведенческие паттерны в работах Фрица Перлза (основателя гештальт-терапии), Вирджинии Сатир (основателя семейной терапии и системной терапии) и Милтона Эриксона (основателя Американского общества клинического гипноза). Первые техники НЛП являлись производными от ключевых вербальных и невербальных паттернов, которые Гриндер и Бэндлер обнаружили в поведении выдающихся психотерапевтов. В названии первой книги на эту тему - «Структура магии» - отразился тот факт, что явления, кажущиеся волшебными и необъяснимыми, часто обладают глубинной структурой, которую можно раскрыть, понять и передать другим людям, так что использовать ее на практике смогут не только придумавшие ее «маги». НЛП моделирование представляет собой механизм, с помощью которого релевантные элементы поведения этих выдающихся людей были выявлены и затем сведены в действующую модель.
Зачем нужно НЛП-моделирование?
Методы моделирования Шаги для моделирования гениальности (По Д.Гриндеру) 1. Постановка задачи. Найдите Гения*. Определите контекст, в котором Гений гениален. Определите сенсорные критерии результатов, которые достигает Гений. 2. Бессознательная ассимиляция. Получите доступ к Гению. Войдите в состояние незнания и «станьте Гением». Копируйте поведение Гения (либо явно, либо микромускульными движениями). 3. Имитация. Повторяйте поведение Гения, пока не получите совпадение критериев результата. 4. Кодирование. Определите существенные элементы модели и опишите модель. 5. Тестирование. Найдите человека, который не имел доступа к Гению, и научите его по описанию. *Найти Гения — это очень важно. Не имеет смысл моделировать посредственность, средний навык, поскольку копия в любом случае будет бледнее оригинала. Видеомоделирование Видеомоделирование — это моделирование с использованием видеозаписи. Среди очевидных преимуществ — возможность много раз повторять один и тот же фрагмент, замедлять, останавливать и т.д. В некоторых ситуациях, когда Гений напрямую недоступен, видеомоделирование являетя единственным возможным вариантов. Видеозапись для моделирования должна быть:
Шаги видеомоделирования 1. Определите кого, в каком контексте, вы хотите моделировать, а также какой конкретно паттерн или паттерны вас интересуют Пример: вы хотите моделировать рассказчика историй в контексте рассказывания историй. Вас интересует способность удерживать внимание, чувство юмора, структура истории, манера исполнения. 2. Определите уровни, масштабы паттернов (микро-, мета- и т.д.) и постоянно уточняйте их в процессе моделирования. Пример: 1) сценарий истории (возможно смоделировать из второй позиции, только если есть доступ к процессу создания сценария) 2) короткие шутки (гэги) в процессе рассказывания 3) речевые интонации и т.д. 3. Для каждого уровня отберите несколько наиболее удачных видеофрагментов. Если необходимо, напишите транскрипты. 4. Из состояния не-знания повторяйте за моделью до тех пор, пока вас не начнет устраивать результат. Используйте видеозаписи своего выступления для получения обратной связи. Примеры моделирования гениальности
Рабочий бланк программы моделирования (по Р. Дилтсу) 1. Запишите заголовок или фразу, которая определяет суть вашей программы моделирования. 2.На какую способность или результат направлена ваша программа (т. е. навыки руководства, проведение успешной презентации, повышение грамотности, поведение в стрессовой ситуации и т. д. )? Если в центре вашего внимания оказались несколько взаимосвязанных способностей или результатов, перечислите их все. Определите уровень сложности каждого навыка (т. е. простой поведенческий, простой когнитивный, простой лингвистический, сложный поведенческий, сложный когнитивный или сложный лингвистический). 3. Кого вы будете моделировать? (Можете перечислить имена конкретных людей либо описать характеристики тех, кого хотели бы смоделировать. ) 4. Существуют ли конкретные контексты, в которых вы можете наблюдать моделируемых личностей? Если да, то какие? 5. Каковы желаемые результаты, цели и задачи вашей программы? 6. Каковы желаемые последствия вашей программы? Кому она принесет пользу и в чем? Как она скажется на более крупной системе или сообществе? 7. Какие критерии определяют вашу программу? Как вы намерены применить смоделированный навык? (Например, в рамках определенной профессии или сообщества, для выгоды или развлечения ит. д. ) 8. В какой конкретной форме вы представите свою программу (т. е. статья, видеопленка, книга, семинар и т. д. )? 9. Какое время вы отводите на выполнение вашей программы? Определение обоснований и процедур обоснования целей и результатов проекта Определение программы моделирования включает в себя также формирование «эпистемологических вопросов» относительно критериев и приемов обоснований, с помощью которых можно проверить и оценить результаты собранной вами информации. Эпистемологические вопросы — это вопросы, связанные с тем, «как мы узнаем» что-либо. В число вопросов, наиболее значимых в моделировании, входят:
Организационное моделирование (с частичным использованием НЛП) 1. Подготовка. Проведение предварительных интервью для выявления:
3. Построение модели. Использование сравнительного анализа для выявления того, что делают люди, демонстрирующие наилучшие результаты, и не делают люди со средним уровнем мастерства. Результатом этого является модель эффективного поведения и мышления. Дальше нам необходимо применить «бритву Оккама»: упростить модель до минимального количества компонентов, при этом сохраняя результаты - открытия той самой разницы, которая и отличает среднее от совершенного. 4. Тестирование. Обучение нескольких людей со средними навыками использованию этой модели и измерение улучшения результатов (используя критерии, определенные на этапе 1). После этого модель дополнительно уточняется и документируется. 5. Передача. На этом этапе направление проекта зависит от его цели. Существует три распространенных пути:
Примеры моделирования в бизнесе:
Ccылки по теме
__________________
Твори Любовь ЗДЕСЬ и СЕЙЧАС! ЗАВТРА может быть ПОЗДНО! |
02.02.2015, 18:35 | #4 |
Senior Member
МегаБолтун
|
Сознательные инструменты
Мне очень нравятся различные способы визуализации сложных задач. Они помогают сохранить внимание на проблеме, особенно, если она носит довольно абстрактный характер и не привязана к какой-то конкретной ситуации. Они помогают проследить за течением мысли и проверить причинно-следственные связи. Они помогают приобрести дополнительную уверенность в правильности решения. Один из самых простых способов визуализации – «стрелочки и коробоки», рисование причинно-следственных диаграмм. Предположим, что у вас есть дилемма, ситуация, в которой у вас есть два выбора, ни один из которых вас полностью не устраивает. Это решение, которое не привязано, ни какакому конкретному месту или времени, его просто нужно принять. Для принятия таких решений я хочу предложить вам способ из теории ограничений Элияху Голдратта, который называется «конфликтное облако» (evaporating cloud). Вам необходимо записать два варианта развития событий, между которыми вы выбираете, а обозначить, какую цель преследует тот, или иной выбор: как показано на рисунке ниже. В завершение, напишите одну общую цель, к которой ведут обе предыдущие цели. Если первые две альтернативы конфликтуют друг с другом (это обозначено символической молнией), то вторые – цели – могут вполне удовлетворяться одновременно. А последняя цель вообще ни с чем не конфликтует. Вот пример того, как это может выглядеть: После того, как вы зарисовали вашу дилемму таким образом, посмотрите внимательно на этот рисунок и почувствуйте, что вы чувствуете по отношению к нему. Заметьте, где эти ощущения находятся в теле точно также, как мы это делали на втором шаге четырехшаговой модели. Затем переходите к разбивке состояния, к игре, и затем снова вернитесь к листку. В результате один из вариантов может оказаться явно более предпочтительным, либо вы найдете способ добиться своих целей другими способами. Либо вы поймете, что эта проблема в принципе не является такой уж важной. Вы можете также рисовать более сложные диаграммы, с большим количеством коробочек и стрелочек. Вот реальный пример того, что нарисовала одна из участниц Лаборатории в дилемме «защищать диссертацию – не защищать диссертацию: Создавая такие диаграммы, вы прежде всего смотрите на коробочки, в которые идет слишком много стрелочек – это ключевые точки, «узкие места». Вы также ищите коробочки, в которые не идет ни одной стрелочки – это ваши пресуппозиции, бессознательные ограничения, которые могут быть неверны. Точно такие же приемы можно применять для обоснования бессознательных решений. Предположим, у вас есть ощущение, что нужно делать, но вы не до конца в нем уверены и не можете его никому объяснить. Один из способов справиться с этим – начать записывать все выводы и аргументы, которые у вас есть, и затем простраивать взаимосвязи между ними. Вы можете найти ошибки в своих интуитивных выводах, а можете наоборот, подтвердить их, убедиться самому и убедить других. Если вы любите рисовать на компьютере, то я могу порекомендовать вам две отличные бесплатные программы: yEd Java™ Graph Editor или IHMC CMap Tools. Успехов! TOC, ТРИЗ Глоссарии TOC: http://www.pinnacle-strategies.com/glossary.htm, http://tocico.org/download/Dictionar...Ed_8_03_05.pdf Группа TOCleaders в Yahoo: http://finance.groups.yahoo.com/group/tocleaders/ Focused Performance Business Blog: http://www.focusedperformance.com/blogger.html A Guide to Implementing the Theory of Constraints (TOC): http://www.dbrmfg.co.nz/Table%20of%20Contents.htm TOC для школы и детского сада: http://www.tocforeducation.com/ Сайт Международной Ассоциации ТРИЗ: http://www.matriz.ru/ Изложение ТРИЗ в доступной форме: http://www.trizland.ru Сайт ОТСМ–ТРИЗ технологий: http://www.trizminsk.org (ОТСМ -- общая теория сильного мышления) Официальный фонд Г.С. Альтшуллера: http://www.altshuller.ru Энциклопедия ТРИЗ Consulting Project: http://triz.port5.com/ ТРИЗ интернет–школа: http://www.natm.ru/triz/ Сайт посвященный изобретательским задачам и методам их решения: http://www.metodolog.ru/
__________________
Твори Любовь ЗДЕСЬ и СЕЙЧАС! ЗАВТРА может быть ПОЗДНО! |
Закладки |
|
|
Похожие темы | ||||
Тема | Автор | Раздел | Ответов | Последнее сообщение |
теория систем | Феникс Джонатанович ДонХуанЦзы | 4 Системо-синергетика | 10 | 12.05.2024 08:05 |
нлп неокод | Феникс Джонатанович ДонХуанЦзы | 2.3.1 виды психологических систем | 22 | 03.06.2020 21:45 |
3 Общая, или ПраСИСТЕМА в комплексе систем ...(МОЯ) | Феникс Джонатанович ДонХуанЦзы | 4 вокруг технологий от "внутреннего" ... | 3 | 05.08.2019 17:53 |
Общая, или ПраСИСТЕМА в комплексе систем ... | Феникс Джонатанович ДонХуанЦзы | 2. ПраСистема сегодня | 9 | 17.06.2015 19:16 |